Бумаги «Балтики» за год подорожали уже более чем в два раза, однако до своего докризисного максимума им еще далеко. Аналитики полагают, что дальнейшее восстановление может затянуться.
Россия экспортирует не только нефть, газ и металлы, но и пиво. При этом главным поставщиком российского пива за границу является пивоваренная компания «Балтика». Бутылка одноименного пива (особенно того, что покрепче, — восьмиградусной «Девятки») — один из традиционных сувениров, который из нашей страны везут к себе на родину иностранцы. Если посмотреть на «Балтику» глазами инвестора, то на первый взгляд она всем хороша: она является лидером российского рынка пива, несмотря на кризис, ее доходы растут, акции стоят значительно дешевле иностранных аналогов.
Однако у бумаг компании есть один большой минус, который перечеркивает все остальное: на бирже их осталось очень мало. При этом не исключено, что они вообще могут перестать торговаться.
До краев
По данным Росстата, в 2008 году производство пива в России по сравнению с 2007−м сократилось на 0,6%. Падение произошло впервые с 1996 года. За первые восемь месяцев этого года производство упало на 8,1%. Однако «Балтика» опережает рынок. Ее продажи в 2008 году возросли на 2%, в первом же квартале снизились только на 5%. За весенние и летние месяцы, когда традиционно увеличивается спрос на пиво (люди начинают ездить на пикники и дачи), компания могла улучшить эту цифру. Согласно отчетности «Балтики» по МСФО, компания демонстрирует рост финансовых показателей.
Финансовые показатели «Балтики» по МСФО
Год | Выручка, млрд руб. | Чистая прибыль, млрд руб. | EBITDA, млрд руб. | Объем продаж, млн литров |
---|---|---|---|---|
2009 (I кв.) | 17,743 | 2,528 | 5,087 | 8,5 |
2008 | 92,482 | 15,511 | 27,056 | 45,2 |
2007 | 78,892 | 13,961 | 23,421 | 44,3 |
Правда, даже если рынок восстановится, потенциал роста бизнеса «Балтики» все равно будет ограничен. По словам аналитика ИБ «КИТ финанс» Натальи Колупаевой, рынок пива уже насыщен и поделен: на долю пяти крупнейших игроков приходится почти 90% рынка. При этом у «Балтики» — около 40%. У ближайших конкурентов: SUN InBev («Клинское», «Сибирская корона», Stella Artois и другие) — «всего» 17%, Heineken (Heineken, Amstel, Zlaty Bazant, «Бочкарев», «Три медведя», «Охота», ПИТ) — 14%. «“Балтика” сможет нарастить свою долю до какого-то предела, отвоевывая позиции у своих конкурентов, и этот предел уже близок», — отмечает Наталья Колупаева.
Впрочем, компания начала обращать внимание на увеличение доли экспорта и другие сегменты, например кваса и энергетических напитков. «Налаженная система логистики и продвижения пива через розничные каналы сбыта может быть эффективно применена и для этой продукции. Пока доли в этих сегментах несущественны. Однако потенциально “Балтика” в ближайшие годы сможет получить значимую в них долю», — полагает Наталья Колупаева. Что касается экспорта, то его в этом году планируется увеличить на 5–6%.
Кроме того, у «Балтики» относительно низкие долги. На конец 2008 года они равнялись 20 млрд руб. Таким образом, по отношению к EBITDA коэффициент составлял примерно 0,7. По данным за первый квартал, долг «Балтики» сократился до 19 млрд руб.
Компания выплачивает довольно щедрые дивиденды. В общем-то, это понятно: большая их часть идет в карман основному владельцу — концерну ВВН. За 2008 год акционеры получили по 85,1 руб. на обыкновенную и столько же на привилегированную акцию. На день закрытия реестра, 13 февраля этого года, цена «обычки» равнялась 425 руб., «префов» — 410 руб. Таким образом, дивидендная доходность составила примерно 20%. За 2007−й дивидендные выплаты были на уровне 52 руб. на бумагу.
Несмотря на все это, «Балтика» стоит значительно дешевле своих иностранных конкурентов. «Так, по показателям 2009 года EV/EBITDA* “Балтики” составляет всего 3,9х, в то время как средний показатель у компаний развитых и развивающихся рынков — 9,1–9,5х. Мультипликатор P/S** “Балтики” — 1,1х — существенно ниже среднего для иностранных компаний уровня 1,8х. Почти в три раза есть отставание по коэффициенту P/E*** — 6х против 17–18х», — подсчитала аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская.
Бегство с биржи
Главный недостаток компании — низкая ликвидность ее акций из-за малого free float (количества бумаг в свободном обращении). Сделки хоть и совершаются на ММВБ почти каждый день, однако объем торгов невысок. За день он в среднем составляет порядка 1 млн руб. и меньше при общем объеме торгов порядка 50 млрд руб.
Есть еще одно «но». На рынке не исключают, что ВВН рано или поздно захочет консолидировать 100% бумаг компании. «Среди возможных причин — нежелание ВВН делиться дивидендами с миноритариями и нести затраты на поддержание публичности. Вероятность консолидации подтверждает то, что “Балтика” из года в год становится менее открытой по отношению к инвесторам. К примеру, компания не устраивала conference call (телефонной конференции) и не представляла финансовые результаты по МСФО за полугодие, а просто предложила обратиться на сайт Carlsberg, где показатели были раскрыты как результаты дочерней компании», — замечает Наталья Колупаева. По словам аналитика Банка Москвы Сабины Мухамеджановой, отдельно «Балтика» уже вряд ли будет отчитываться. «Не устраивалась встреча с аналитиками», — добавляет Наталья Колупаева. «“Балтика” больше не приглашает покататься на катере по Неве», — сетует ее коллега. Хотя, по мнению Натальи Колупаевой, в случае консолидации миноритариям, скорее всего, будут предложены довольно комфортные условия выкупа.
Впрочем, слухи о консолидации ходят уже довольно давно, замечает Сабина Мухамеджанова. «А ВВН ничего конкретного по этому поводу не говорит», — добавляет она. По подсчетам D’, согласно текущим ценам, для того чтобы выкупить не хватающие для объявления принудительного выкупа 6,14% уставного капитала, компании нужно почти 7 млрд руб. Скорее всего, ВВН если и решится на такой шаг, то не завтра, так как сумма довольно внушительная. К тому же еще понадобятся средства для выкупа оставшихся 5% бумаг у миноритариев.
Если бы «Балтика», напротив, сейчас собралась проводить SPO, ее бумаги были бы востребованы на бирже, полагают аналитики. «Но для того чтобы выходить на рынок, нужна какая-то идея. Например, “Магнит”, который готовится к SPO, говорит инвесторам: на привлеченные деньги можно купить новые площадки и открыть новые магазины, сейчас самое правильное время, результаты этих инвестиций вскоре отразятся в росте финансовых показателей компании и цене ее акций. У “Балтики” больших потребностей в инвестициях нет, соответственно, нет и потребности размещаться на биржах», — замечает Наталья Колупаева.
Некоторые инвесткомпании пока рекомендуют бумаги «Балтики» к покупке. По консенсус-прогнозу, потенциал роста составляет примерно 30%. Однако в Банке Москвы, к примеру, сообщили, что целевая цена давно не пересматривалась и, скорее всего, в ближайшее время покрытие компании будет прекращено. Напомним, весной 2007 года бумаги «Балтики» стоили примерно 1300 руб. Однако осенью 2008−го опускались до 300 руб. К настоящему времени акции «Балтики» подорожали более чем в два раза и держатся выше 750 руб. Татьяна Бобровская считает, что бумаги продолжат расти. «Однако из-за недостатка ликвидности восстановление будет проходить медленно», — добавляет она.
Оценки и рекомендации по обыкновенным акциям «Балтики»
Компания | Рекомендация | Цель, $ |
---|---|---|
Банк Москвы | покупать | 44,83 |
Тройка Диалог | покупать | 33,6 |
Грандис капитал | покупать | 31,4 |
Ренессанс капитал | покупать | 28 |
Инфина | покупать | 27,22 |
Консенсус | — | 33,01 |
Цена на 18.09.2009 | — | 25 |
Потенциал роста, % | — | 32 |
* EV/EBITDA — стоимость компании / прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации.
** P/S — цена / выручка.
*** P/E — цена / чистая прибыль.
Заморская «Балтика»
«Балтика» уже давно стала популярным российским брендом. Однако компания не такая уж русская, как кажется. Ее главный собственник — скандинавский пивоваренный концерн Baltic Beverages Holding (ВВН), которому принадлежит 88,86% в уставном капитале «Балтики» (93,49% обыкновенных акций). Нужно отметить, что мажоритарным акционером он является с 1993−го. Сам концерн был создан двумя годами ранее — специально для работы на рынках Восточной Европы. В настоящее время у BBH 18 пивзаводов в России, на Украине, в Казахстане и Прибалтике. С 2008 года BBH на 100% принадлежит датскому Carlsberg.
Строительство завода «Балтика» как одного из предприятий Ленинградского производственного объединения пивоваренной и безалкогольной промышленности «Ленпиво» началось в 1978 году. Первая партия пива была выпущена лишь спустя 12 лет. В 1992 году предприятие было приватизировано. В настоящее время у «Балтики» заводы в десяти городах России —
В общей сложности у «Балтики» сейчас около 30 пивных брендов, среди них «Балтика», «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», лицензионные Tuborg, Carlsberg, Asahi, Kronenbourg 1664 и другие. Есть также региональные бренды — «Волга», «Дон», «Самара», «Челябинское». Компания в этом году стала эксклюзивным дистрибутором пива Corona Extra в России и ряде стран СНГ. Кроме того, «Балтика» производит алкогольные коктейли, энергетические напитки и квас «Хлебный край». Компания продает свою продукцию не только в России: ее можно купить в более чем 50 странах мира. При этом за границей пиво «Балтики» стоит намного дороже, чем в России. К примеру, в Норвегии, куда компания начала поставки своей продукции летом этого года «Балтика №7 Экспортное» стоит 60 норвежских крон (около 300 руб.) за бутылку, тогда как в нашей стране — примерно 25 руб. Производство «Балтики» по лицензии налажено в Австралии, Великобритании, Узбекистане и на Украине.
Антиалкоголь
Ударить по «Балтике» и другим компаниям рынка может антиалкогольная кампания, объявленная на самом высшем уровне. Напомним, в августе президент России Дмитрий Медведев на совещании по борьбе с алкоголизмом в Сочи заявил, что пьянство в России приняло масштабы национальной катастрофы: в год на душу населения приходится 18 литров чистого алкоголя. «Мы сейчас пьем больше, чем в 1990−е годы, хотя это были трудные времена», — заметил президент. Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова пообещала, что госпрограмма по снижению потребления алкоголя будет разработана до конца текущего года.
Дмитрий Медведев предлагает со следующего года разливать пиво в тару 0,33 л, запретив бутылки большей емкости. При этом на упаковке должна появиться надпись о вреде алкоголя. Кроме того, продажу пива и пивных напитков могут запретить в палатках, с рук и лотков. Такой запрет уже действует касательно крепкого алкоголя. Предлагается не продавать пиво в поездах дальнего следования, самолетах, на водном транспорте, а также в залах ожидания. Также может быть ограничена реклама пива. За продажу напитка несовершеннолетним планируется ввести уголовную ответственность.
Однако самое главное — это рост акцизов на пиво. В настоящее время обсуждается их повышение в три раза — с 3 до 9 руб. Это вызовет рост цен на продукцию, что, в свою очередь, негативно отразится на спросе, отмечает Татьяна Бобровская. Люди начнут покупать более дешевое пиво, это снизит показатели рентабельности «Балтики». Вместе с тем в стратегии «Балтики» говорится, что компания хочет усилить свои позиции в дорогом сегменте. «Возможно, переход
Солод раздора
«На руку “Балтике” оказалось и снижение стоимости ячменя, так как, соответственно, упали цены на основное сырье для производства пива — солод», — замечает Наталья Колупаева. Однако это стало поводом для судебного разбирательства. В июле компания «Русский солод» подала на «Балтику» в суд иск за неисполнение обязательств по покупке солода в первом полугодии 2009−го. Сумма иска — более 2 млрд руб.
Это уже не первый иск «Русского солода» к «Балтике». В декабре прошлого года он требовал взыскать 1,6 млрд руб. Как сообщают СМИ, оговоренные объемы «Балтика» перестала выбирать в августе прошлого года, так как стоимость зерновых упала
Источник: «D`» №18 (81)/28 сентября 2009
Автор: Екатерина Михайлова, корреспондент «D`»
Круизные поезда становятся всё более востребованным видом путешествий по России, сообщила советник президента Российского союза…
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил о планах правительства внести изменения в законодательство, касающееся предоставления рассрочки…
Министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью телеканалу "Россия-24" заверил, что программа семейной ипотеки полностью…
Группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым…
Сеть строительных гипермаркетов "OBI Россия" планирует начать продажи своих товаров на маркетплейсе Ozon, используя для…
Современные мошенники все чаще прибегают к гибридным методам воздействия на потенциальных жертв, сочетая традиционные приемы…
View Comments
Очевидно, что компания имеет значительные проблемы с ликвидностью акций, что отталкивает инвесторов. Возможность консолидации 100% бумаг компании также вызывает опасения на рынке. Неудивительно, что инвесторы бегут с биржи.