Опять старый новый налог


Зачем правительство хочет вернуть налог с продаж?

Вопрос возврата налога с продаж сейчас серьезно прорабатывается в правительстве. Зачем? Как мы все хорошо помним, налог с продаж был упразднен совсем недавно, в 2004 году. За время своего существования (с 1999-го по 2004 год) этот налог вошел в историю российского законодательства как один из наиболее противоречивых. Именно на него «сваливают» рост цен, падение покупательской способности, увеличение налогового бремени и осложнение системы бухгалтерского учета для предпринимателей. Этот налог было сложно контролировать и собирать. Его было легко не платить, что ставило в неравные условия честных и нечестных предпринимателей.

Естественно, после заявления на самом высоком уровне о возможности возврата старого налога многие начали сомневаться в адекватности такого решения. Каким образом введение налога с продаж (НСП), обладающего такой репутацией, может быть выгодным государству и налогоплательщикам? На самом деле есть одно условие, при котором введение налога на продажи можно рассматривать с положительной точки зрения, — если он не будет существовать вместе с НДС (как это было ранее). Но, судя по всему, введение НСП как «дополнительного» налога не планируется. 21 ноября на международной научно-практической конференции по налогообложению помощник президента России Аркадий Дворкович заявил, что налог с продаж будет введен вместо НДС.

Давайте подумаем, к чему может привести возвращение НСП. Так как налог с продаж является региональным (то есть деньги поступают в бюджеты субъектов), то в первую очередь произойдет перераспределение бюджетных доходов. Сегодня в России регионы получают неравномерные налоговые доходы, из-за чего приходится увеличивать им размеры трансфертов из федерального бюджета. А все деньги от сбора НДС идут в федеральный бюджет. Если налог с продаж будет введен, то все сборы по этому налогу будут поступать в региональный бюджет. Следовательно, региональные власти получат больше доходов, и у них появится больше возможностей самостоятельно принимать финансовые решения для экономического развития региона.

Теперь давайте разберемся, как введение НСП может отразиться на ценах. Сейчас в стоимость товаров (и услуг) включается НДС, процентная ставка которого составляет от 18% до 0%. Поэтому если его заменят на НСП, ставка которого будет составлять 5-10%, то больших изменений в цене не произойдет. Но это условие работает только тогда, когда налог будет взиматься один раз — на стадии продажи. Впрочем, если налог будет возвращен в прежнем виде, то так оно и будет.

Самым рьяным противником налога с продажи до недавних пор являлся Минфин. Экс-министр финансов Алексей Кудрин считал неправильным отказываться от НДС, который, по его словам, служит опорой российского бюджета: его сборы составляют более 3% ВВП. По мнению Кудрина,  потери федерального бюджета могут составить сотни миллиардов рублей. Однако с уходом Кудрина Минфин перестал столь категорично выступать против замены НДС на НСП. Не исключено, что на этот раз сторонникам нового старого налога удастся перебороть Минфин.


Автор — Байрта Санжиева, старший консультант департамента финансовой отчетности ГК CONTRUST.
Источник — www.forbes.ru

admin

Recent Posts

Круизные поезда становятся новым трендом в путешествиях по России

Круизные поезда становятся всё более востребованным видом путешествий по России, сообщила советник президента Российского союза…

1 день ago

В России планируют изменить правила предоставления рассрочки от застройщиков

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил о планах правительства внести изменения в законодательство, касающееся предоставления рассрочки…

1 день ago

Антон Силуанов: семейная ипотека — в приоритете государственной поддержки

Министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью телеканалу "Россия-24" заверил, что программа семейной ипотеки полностью…

1 день ago

В России хотят ввести универсальный код для упрощения безналичных расчетов

Группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым…

1 день ago

«OBI Россия» начнет продавать товары на Ozon, несмотря на спор за бренд с немецкой OBI GmbH

Сеть строительных гипермаркетов "OBI Россия" планирует начать продажи своих товаров на маркетплейсе Ozon, используя для…

1 день ago

Сбербанк рассказал, как мошенники «взламывают» сознание клиентов

Современные мошенники все чаще прибегают к гибридным методам воздействия на потенциальных жертв, сочетая традиционные приемы…

1 день ago