Categories: В России

АКОРТ предлагает обязать маркетплейсы проверять маркировку товаров

Крупные торговые сети выступили с предложениями по изменению законодательства, которые значительно ужесточат требования к онлайн-площадкам. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) направила в Госдуму пакет инициатив, касающихся проверки маркированных товаров и запрета дистанционной продажи алкоголя и табака. Об этом стало известно из письма председателя президиума АКОРТ Станислава Богданова главе комитета Госдумы по экономической политике Максиму Топилину, с содержанием которого ознакомились «Ведомости».

Обязательная проверка маркировки

Одно из ключевых предложений АКОРТ — возложить на маркетплейсы ответственность за проверку маркировки товаров, проходящих через их логистическую инфраструктуру. По мнению ритейлеров, операторы цифровых площадок должны контролировать наличие обязательной маркировки на товарах, которые хранятся на их складах, обрабатываются в сортировочных центрах или проходят через пункты выдачи.

«Текущая ситуация создает лазейки для недобросовестных продавцов, особенно в категориях с высоким риском: это продукты питания, БАДы и детские товары», — пояснил «Ведомостям» Станислав Богданов. «Учитывая, что товары проходят через инфраструктуру маркетплейса, площадки обладают техническими возможностями для валидации маркировки. Поэтому мы считаем логичным возложить на них обязанность по контролю маркировки, чтобы обеспечить защиту потребителей и снизить риски оборота нелегальных товаров».

Система обязательной маркировки «Честный знак» функционирует в России с 2019 года и сегодня охватывает 27 товарных групп, включая молочную продукцию, бутилированную воду, табак, пиво, обувь, лекарства и другие товары. По данным, озвученным в конце апреля 2025 года заместителем министра промышленности и торговли Екатериной Приезжевой, за время работы системы в бюджет страны поступило 1,2 триллиона рублей, причем половину этой суммы обеспечила маркировка табачной продукции.

Против онлайн-продажи алкоголя и табака

Второе ключевое предложение АКОРТ касается исключения из законопроекта о платформенной экономике нормы, разрешающей дистанционную продажу алкоголя и табака при биометрической верификации покупателя через Единую биометрическую систему (ЕБС).

Председатель президиума АКОРТ подчеркнул, что такое нововведение противоречит действующему законодательству об обороте подакцизных товаров и не гарантирует надежного контроля возраста покупателей. «Дистанционная продажа алкоголя и табака может привести к росту потребления и расширению теневого рынка», — заявил Богданов. «Биометрия – это современный инструмент, но применительно к подакцизным товарам остаются серьезные риски нарушений».

Выравнивание условий для онлайн и офлайн торговли

Помимо этого, АКОРТ выступает за распространение действия закона «О торговле» на продовольственные товары, которые маркетплейсы приобретают в собственность, а также за снятие ограничений на оказание посреднических услуг с маркетплейсов, входящих в одну группу с торговыми сетями.

В настоящее время закон о торговле (381-ФЗ) запрещает сетям работать с продовольственными товарами по посредническим схемам, обязывая их выкупать товары у поставщиков. При этом маркетплейсы могут работать по агентским договорам, но если онлайн-площадка входит в группу с торговой сетью, на нее автоматически распространяется запрет на использование посреднических схем.

Реакция регуляторов и рынка

Представитель Минэкономразвития сообщил «Ведомостям», что предложения АКОРТ обсуждались, но в министерстве считают нецелесообразным распространять закон о торговле на цифровые платформы. «Нормы просто не будут работать, — заявил собеседник. — Это приведет к неопределенности и затормозит развитие отрасли». При этом Минэк «концептуально» поддерживает инициативы по дерегулированию офлайн-торговли.

В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко, курирующего разработку законопроекта о платформенной экономике, подчеркнули, что документ создавался при участии как ритейлеров, так и платформ, отражая баланс интересов сторон. В настоящее время законопроект проходит стандартные процедуры согласования перед внесением в Госдуму.

Мнения участников рынка разделились

Глава совета по электронной коммерции ТПП РФ Алексей Федоров выразил мнение, что проверка кодов маркировки должна оставаться в зоне ответственности государства и оператора системы, а не коммерческих площадок. «Если обязанность по валидации кодов будет возложена на маркетплейсы, это приведет к росту издержек, особенно для малого и среднего бизнеса», — считает он, подчеркивая, что в конечном итоге это может отразиться на цене товаров для потребителя.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят Ozon, Wildberries, «Ситилинк», «М.видео» и «Авито», Артем Соколов заявил, что требование по проверке маркировки уже реализовано: «Платформы подключены к «Честному знаку», и без регистрации товара размещение невозможно. Фактически это уже работает».

Представитель Wildberries подтвердил, что компания контролирует маркировку товаров при приемке на склады, однако признал ограничения этого механизма: «При схемах, в которых Wildberries выступает только как витрина или логист, но не хранит товар на своем складе, проверить маркировку невозможно – товар поступает уже упакованным».

Что касается продажи алкоголя и табака через биометрическую идентификацию, представитель Wildberries поддерживает эту инициативу: «С учетом уровня технологического развития платформ можно обеспечить безопасную реализацию таких товаров. Попытка заблокировать эту меру – это, по сути, попытка заблокировать конкуренцию».

Экспертная оценка

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает предложение о проверке маркировки маркетплейсами труднореализуемым: «Маркировка наносится непосредственно на товар. Если тот проходит через склад площадки, платформа действительно может проверить каждый экземпляр. Но если продавец сам доставляет заказ и упаковывает товар заранее, то маркетплейс уже не имеет права вскрывать упаковку на «последней миле»».

В Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) поддерживают предложения АКОРТ: «Считаем, что маркетплейсы должны стать территорией, безопасной для потребителей», — заявил представитель ассоциации.

Управляющий партнер Legal Eagles Армен Серобян указывает на юридические противоречия в законопроекте: «Текущая редакция вступает в противоречие с действующими законами об алкоголе и табаке. ЕБС не может быть единственным способом контроля возраста».

Крупнейшие маркетплейсы «Яндекс Маркет» и Ozon, а также оператор системы маркировки «Честный знак» отказались комментировать ситуацию. «Ведомости» направили запросы в X5 и «Магнит», которые входят в АКОРТ.

Потенциальные последствия

Эксперты отмечают, что принятие предложений АКОРТ может существенно изменить расстановку сил на российском рынке электронной коммерции. Дополнительная регуляторная нагрузка на маркетплейсы может привести к увеличению операционных расходов и, как следствие, к росту цен для конечных потребителей.

С другой стороны, усиление контроля за оборотом товаров на онлайн-площадках может способствовать сокращению доли контрафактной продукции и созданию более прозрачных условий конкуренции между различными форматами торговли.

Окончательное решение о включении предложений АКОРТ в законопроект о платформенной экономике будет принято в ходе законодательного процесса в Государственной Думе.

Источник: Ведомости

admin

Recent Posts

«Росатом» инициировал судебный процесс против Финляндии из-за АЭС

Российская государственная корпорация "Росатом" намерена добиться через суд возмещения убытков от Финляндии за одностороннее прекращение…

3 часа ago

На Черноморском побережье появится крупнейший центр российского виноделия

Уникальный эногастрономический комплекс "Белый мыс", не имеющий аналогов ни в России, ни в мире, готовится…

6 часов ago

За самовольную вырубку деревьев дачникам грозит штраф до 100 тысяч рублей

Владельцы дачных участков могут столкнуться с крупными денежными взысканиями за несанкционированную вырубку деревьев на своей…

7 часов ago

В России готовятся ввести крупные штрафы за расчеты в криптовалюте

Использование криптовалют для оплаты товаров и услуг на территории России может обернуться серьезными финансовыми санкциями.…

7 часов ago

Россия вышла в лидеры по поставкам огурцов в Польшу в марте 2025 года

Российский аграрный экспорт демонстрирует уверенный рост на европейском рынке. По результатам анализа данных Евростата, проведенного…

1 день ago

Долгосрочная аренда автомобилей набирает популярность в Калининградской области

Рынок автомобильной аренды в Калининградской области демонстрирует беспрецедентный рост в текущем году. По данным аналитического…

1 день ago