Categories: В России

Психологи рассказали, как помочь жертвам телефонных мошенников справиться с травмой

Материальный ущерб от действий телефонных мошенников исчисляется сотнями миллиардов рублей в год, но есть и другое, менее очевидное последствие — тяжелая психологическая травма, которую получают жертвы обмана. О том, как помочь пострадавшим справиться с этим состоянием, РИА Новости рассказали специалисты ко Дню психолога.

По оценкам Сбербанка, за неполный 2024 год россияне перевели телефонным аферистам около 250 миллиардов рублей. Во многих случаях мошенники, предположительно действовавшие с территории Украины, не только похищали средства, но и принуждали своих жертв совершать преступления — поджигать военкоматы или оскорблять памятники.

Психологический ущерб от действий мошенников огромен, хотя и сложно поддается измерению, в отличие от финансовых потерь. «Переживания человека, осознавшего, что его обманули, могут спровоцировать депрессию, бессонницу, расстройство пищевого поведения, что неизбежно сказывается и на физическом здоровье», — объясняет клинический психолог Виктория Кондрашина.

Хотя от телефонного мошенничества страдают десятки тысяч россиян, пока проблема психологической помощи пострадавшим в целом находится на периферии общественного внимания. Между тем опыт других стран, столкнувшихся с аналогичным вызовом, показывает, что ее масштаб может быть даже больше, чем представляется на первый взгляд.

Например, в Великобритании, где за 2023 год жертвы телефонных мошенников потеряли 460 миллионов фунтов стерлингов, примерно две трети пострадавших не сообщают о преступлении. Главная причина — чувство стыда и страх общественного осуждения, сравнимые с переживаниями жертв сексуального насилия.

Психологи подчеркивают, что обвинять себя в случившемся — абсолютно неправильно. «На удочку может попасть абсолютно любой человек. Когда работают профессионалы, весьма сложно противостоять их уловкам и технологиям», — говорит Лилия Шувалова из Университета «Синергия».

Чтобы справиться с травмой, специалисты советуют прежде всего признать свои чувства — страх, стыд, разочарование, вину — и прожить их, не пытаясь подавить. Также важно как можно скорее обратиться в банк и правоохранительные органы, чтобы попытаться компенсировать потери.

Огромное значение имеет поддержка близких, которые могут снизить эмоциональную нагрузку на пострадавшего. Однако здесь важно вести себя правильно: ни в коем случае нельзя осуждать и обвинять жертву, нужно быть максимально внимательным, говорить добрые слова и предлагать практическую помощь.

«Если пострадавший боится, важно вернуть ему ощущение безопасности — можно сменить номер телефона, замок на дверях. Но главное — не игнорировать», — подчеркивает Лилия Шувалова. По ее мнению, в России могли бы помочь специализированные горячие линии для оказания оперативной юридической и психологической помощи.

Проблема телефонного мошенничества приобрела угрожающий масштаб, и пока ее не удается полностью решить, несмотря на усилия государства и крупных компаний. А значит, будут новые жертвы, многим из которых потребуется не только возмещение финансового, но и залечивание морального ущерба. И здесь на первый план выходит способность общества протянуть руку помощи пострадавшим.

admin

Recent Posts

Российская компания снизила энергопотребление ИИ на 20%

Российская IT-компания Smart Engines разработала новую нейросетевую модель для распознавания текста GreenOCR 2.0, которая обеспечивает…

20 часов ago

Яндекс Директ запускает бесплатный конструктор сайтов с ИИ

Российская технологическая компания «Яндекс» объявила о тестировании нового инструмента в рамках рекламной платформы «Яндекс Директ»,…

20 часов ago

Агентство Fitch впервые в истории понизило рейтинг Франции до А+

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings впервые понизило долгосрочный кредитный рейтинг Франции с уровня АА- до…

21 час ago

Абрау-Дюрсо вошло в топ-10 популярных направлений для сентябрьских поездок

Курортный поселок Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае вошел в топ-10 наиболее востребованных направлений для коротких путешествий…

21 час ago

Сбербанк запустил сервис безналичных платежей для россиян в Индии

Сбербанк объявил о партнерстве с индийским финтех-приложением Cheq, которое обеспечит российским туристам возможность совершать безналичные…

21 час ago

Северная Осетия зафиксировала рост турпотока до 1,5 млн человек

Республика Северная Осетия-Алания демонстрирует устойчивый рост числа туристов, достигнув показателя в 1,5 миллиона посетителей по…

22 часа ago