Categories: В России

В Госдуме предложили обязать маркетплейсы ввести функцию самозапрета на покупки

Вице-спикер Государственной думы Владислав Даванков («Новые люди») выступил с инициативой законодательно обязать онлайн-площадки предоставить пользователям возможность устанавливать самозапрет на покупки или ежемесячный денежный лимит. Соответствующее обращение он направил министру экономического развития Максиму Решетникову.

По замыслу депутата, пользователи маркетплейсов смогут самостоятельно настраивать параметры ограничений, включая сумму лимита, категории товаров и срок действия запрета. «Реализация указанной инициативы может помочь людям, которые страдают от зависимости к бесконтрольным импульсивным онлайн-покупкам, и позволит им избежать финансовых проблем», — пояснил Даванков.

Предлагаемые поправки планируется внести в разрабатываемый Минэкономразвития проект федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации». По мнению парламентария, с ростом популярности маркетплейсов у многих покупателей проявилась зависимость от неконтролируемого потребления.

Стоит отметить, что с 1 марта 2025 года в России вступит в силу закон, разрешающий гражданам устанавливать самозапрет на выдачу потребительских кредитов и займов (за исключением ипотеки, автокредитов и образовательных кредитов с господдержкой). Подать заявление на установку или снятие запрета можно будет через портал госуслуг или лично в МФЦ.

Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и «Сбера», в 2023 году оборот электронной коммерции в России вырос на 28% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 6,4 трлн рублей. В Wildberries ожидали прирост оборота по итогам 2024 года на уровне 60%.

Опрос ВЦИОМа, проведенный в 2021 году, показал, что 57% россиян совершали спонтанные покупки, причем среди женщин этот показатель составил 60%, а среди молодежи 18-24 лет — 79%. Большинство респондентов (68%) делают такие покупки раз в несколько месяцев или реже, 21% — раз в месяц, 7% — каждую неделю.

Эксперты отмечают, что инициатива депутата Даванкова отражает актуальную проблему импульсивного потребления, особенно в условиях быстрого роста онлайн-торговли. Предоставление пользователям инструментов самоконтроля может помочь предотвратить необдуманные траты и связанные с ними финансовые сложности.

В то же время, реализация подобных ограничений потребует технической проработки со стороны маркетплейсов, а также решения вопросов, связанных с защитой персональных данных и обеспечением информационной безопасности. Кроме того, эффективность самозапретов будет зависеть от осознанности и дисциплины самих пользователей.

admin

Recent Posts

Кипр открывает сеть визовых центров по всей России

С 15 декабря 2025 года по всей России начнёт работу сеть визовых центров для оформления…

3 часа ago

В Хабаровске пройдёт встреча с туристическими операторами из Тунцзяна

Представители туристической индустрии китайского города Тунцзян и Хабаровского края встретятся для обсуждения трансграничного сотрудничества. Об…

3 часа ago

Казань и Оман обсуждают открытие прямого авиасообщения

Столицу Татарстана и Оман могут связать прямые авиарейсы. Казань рассматривают как перспективное направление для развития…

3 часа ago

Финляндия изучает опыт Петербурга по туристическому налогу

Министерство финансов Финляндии открыло публичное обсуждение проекта о введении платы за размещение туристов, которую власти…

1 день ago

«Яндекс» разрабатывает электрокар для таксопарков совместно с GAC

«Яндекс» запускает производство электротакси UMO 5 совместно с китайским GAC Технологическая компания разрабатывает собственный электромобиль…

1 день ago

Россия может взыскать убытки с Euroclear через российские суды

Россия может использовать судебные механизмы внутри страны для компенсации убытков, возникших после заморозки российских активов…

1 день ago