Продукты стремительно дорожают, и многие задумываются об инвестициях в компании пищевой промышленности. Акции Разгуляй, Вимм-Билль-Данн, Балтика предоставляют такую возможность.
Вы знаете, сколько стоит литр подсолнечного масла? Знаете. Дорого. И молоко дорого, и мясо, и сахар, и сливочное масло. По сравнению с тем, что было год назад. И всякий прирожденный инвестор в такой ситуации примется искать возможности заработать на растущем в цене активе.
В случае с едой сделать это можно двумя путями: покупать либо товарные фьючерсы, либо акции компаний, производящих продукты питания. В России можно торговать фьючерсами на зерно (на Национальной товарной бирже, входящей в группу ММВБ) и сахар (в секции FORTS на РТС). На Западе ассортимент разнообразнее: там доступны фьючерсы на кукурузу,
Инвесторам же имеет смысл подумать о покупке акций компаний, производящих продукты питания, так как купить и держать фьючерсы небезопасно. При этом высоколиквидных акций, мягко говоря, немного: основных «фишек» всего две — «Разгуляй»
Займемся сначала фундаментальными факторами всего пищевого сектора. Продукты дорожают по всему миру так же быстро, как и нефть (см. график), но в отличие от ситуации с последней здесь никто не говорит о спекулянтах: все солидарны в том, что рост цен обеспечен увеличением спроса при недостатке предложения и дисбаланс в ближайшем будущем никуда не денется. В 2007 году появился термин «агфляция» — резкий рост цен на продукты питания, который активно используют аналитики крупнейших инвестдомов. Goldman Sachs рассчитывает индекс цен на продовольствие: если за 2006 год он увеличился на 26%, то в 2007−м рост составил уже 41%, и есть все основания предполагать, что в 2008−м эта цифра будет не меньше. Причин тому аналитики из Goldman Sachs называют две.
В 2007 году неурожай в Аргентине, Австралии и Европе также спровоцировал рост цен на пшеницу, отметил Сергей Столбов,
Однако рост стоимости базовых товаров не означает, что выигрывают все предприятия пищевой промышленности. Бизнес по производству первичного сельскохозяйственного сырья однозначно выигрывает от увеличения стоимости, тогда как бизнес по переработке этого сырья зависит от предпочтений покупателей, которые при росте цен переходят на более дешевые продукты. «В целом можно сказать, что те компании, которые находятся в самом начале цепочки по производству продуктов питания, выглядят привлекательнее, чем те, которые находятся в конце цепи, — описывает ситуацию аналитик ИГ “Ист коммерц” Марина Гладкова. — Если первые однозначно выигрывают от роста цен на продовольствие, то у вторых все зависит от того, насколько эффективно они будут работать над своими издержками».
Для своего
Если посмотреть на финансовые коэффициенты (мультипликаторы) зерновых компаний — «Разгуляя» и «Павы», то мы увидим странные цифры. P/E (отношение капитализации к чистой прибыли) за один год у «Павы» составляет 33, у группы «Разгуляй» — 21. Чистая рентабельность «Разгуляя» порядка 4%, «Павы» — 1%. На первый взгляд довольно непривлекательный бизнес — ну кому нужно покупать компанию за ее 33 годовые прибыли и с такой низкой рентабельностью?
Но это фактически означает, что инвесторы выдали авансы данным компаниям — их акции сильно подорожали за последний год, и теперь важно, чтобы эмитенты оправдали ожидания, показав по итогам года хорошую прибыль.
«Кроме того, “Разгуляй” нельзя оценивать как обычный бизнес, поскольку мультипликаторы не учитывают внутреннюю стоимость скупаемой “Разгуляем” земли сельхозназначения, — полагает Равиль Юсипов. — По этой же причине его нельзя оценивать с помощью классической модели DCF. Рыночные мультипликаторы также не могут дать адекватную оценку тем компаниям, у которых происходит взрывной рост цен на производимую продукцию, — к таким относятся пищевая промышленность или производство удобрений».
«Показатель Р/Е у отечественных сельхозпроизводителей действительно высок, но мы больше ориентируемся на показатель EV/EBITDA*, который, по нашему мнению, является более репрезентативным для компаний сельскохозяйственной отрасли, — отмечает Марина Гладкова. — И по нему “Разгуляй” выглядит на уровне
Что же касается рентабельности, то у сельхозпроизводителей она в принципе невысока: по словам аналитика «Ист коммерца», зарубежные
Хотя акции «Павы» и «Разгуляя» имеют почти идентичную динамику, бизнес их совершенно не похож. У «Павы» нет собственных мощностей по производству зерна, она занимается фактически только его хранением и переработкой. Это как раз тот самый вариант низкомаржинального бизнеса, когда компания стоит в конце цепочки. Тогда как бизнес «Разгуляя» выглядит гораздо веселее: это вертикально интегрированная фирма, у которой есть и свое производство зерна, и сельхозземли для того, чтобы это производство расширять, а также «дочка», занимающаяся производством сахара. При этом надо иметь в виду, что производство зерна — самый высокорентабельный вид сельскохозяйственного бизнеса. «До недавнего времени “Разгуляй” преимущественно занимался зернотрейдингом и частично выращиванием зерновых, а также трейдингом, производством и переработкой сахара: компания закупала зерно и сахарную свеклу в сезон низких цен, размещала у себя на мощностях, а в период высоких цен продавала, — описывает Сергей Фильченков. — Сейчас в ее акции заложена премия за диверсификацию бизнеса, за вертикально интегрированную структуру, а также за существенный потенциал роста рентабельности компании в счет увеличения собственного выращивания зерновых».
Несколько недель назад «Разгуляй» представил концепцию развития бизнеса, где пообещал довести площадь обрабатываемой земли с 600 тыс. до 670 тыс. га (+11,5%). При этом обрабатывается сейчас всего 200 тыс. га, что означает огромный потенциал роста в деятельности компании. В ходе завершенной в середине июля допэмиссии эмитент получил $295,2 млн на реализацию этих планов. В том, что у «Разгуляя» все получится, никто из аналитиков не сомневается: по расчетам «Ист коммерца», реализовав заявленные планы, компания поднимет свою рентабельность с 4 до 5,5–6% в 2009 году.
В RTS Board обращаются бумаги еще одной вертикально интегрированной зерновой компании — это «Мельник», производящий зерно, муку, комбикорма, крупу и даже подсолнечное масло. Компания по размеру существенно меньше «Разгуляя», что заставляет крупных инвесторов отворачиваться от нее, но теоретически она имеет хороший потенциал и, добавляет Марина Гладкова, вполне привлекательна по мультипликаторам.
Вопрос обеспеченности сырьем и, как следствие, достижения достойной рентабельности остро стоит перед производителями мясных и молочных продуктов, чьи акции обращаются на наших биржах, —
Производство молочных и мясных продуктов в отсутствие собственной сырьевой базы — это как раз тот случай, когда выгода от роста цен в значительной степени нивелируется вредом, который этот же рост наносит бизнесу. Вспомним: товарами неэластичного спроса считаются продукты первой необходимости, к которым относятся хлеб, молоко и мясо. Но одновременно для производителей это самые низкомаржинальные товары, высокая же доходность сосредоточена в более дорогих продуктах — колбасах, йогуртах и т. д. Но спрос на такие продукты уже является эластичным и при такой высокой инфляции, как сейчас, имеет тенденцию к сокращению. Правда, аналитики и сами компании надеются, что покупатели со временем привыкнут к высоким ценам и возвратятся к дорогим (читай — высокомаржинальным) продуктам. Но если инфляция по итогам 2008 года, как ожидается, превысит 16%, то может случиться так, что спрос не вернется на прежние позиции. «В любом случае между моментом, когда дорожающее сырье начинает снижать рентабельность бизнеса, и моментом, когда издержки перекладываются на потребителя, проходит некоторое время, в течение которого компании надо продержаться. Очень важно, насколько эффективно она будут работать над сокращением издержек, страховать свои риски (заключать долгосрочные контракты с поставщиками и т. д.)», — говорит Гладкова.
Интересной выглядит компания «Нутритек», которая специализируется на производстве детского питания. Она продала молокозаводы в России и вложила около $100 млн в завод по производству сухого молока в Новой Зеландии. В планах компании экспансия на рынки стран
Подводя итог, можно сказать, что в радужном свете, по словам аналитиков, предстают лишь перспективы «Разгуляя», тогда как у всех остальных компаний сектора есть более или менее существенные минусы. При этом крайне внимательно следует отнестись к цене, по которой будет осуществляться покупка: по крайней мере, котировки «Павы» и «Разгуляя» не могут не вызывать подозрения в перегретости.
«Текущие уровни цен по большинству таких акций приемлемы для накапливания, но не для агрессивных покупок», — соглашается Юсипов, отмечая, что в принципе покупка акций пищевого сектора — это пассивная стратегия. Однако если вы привыкли ориентироваться не на особенности бизнеса, который приобретаете, а на настроения на рынке, тогда можете смело скупать все подряд. «Рост котировок, скорее всего, продолжится исходя из ожидаемого рынком роста выручки и ограниченного круга инструментов, позволяющих инвестировать в сельскохозяйственный сектор», — констатирует Фильченков.
Источник: «D`» №15 (54)
Автор: Евгения Обухова
МСП Банк, дочерняя структура Корпорации МСП (КМСП), начал реализацию программы льготного кредитования малого и среднего…
Введенные США санкции против Газпромбанка могут привести к прекращению поставок российского газа в Молдавию накануне…
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые три квартала 2024 года российские потребители израсходовали…
В условиях санкционных ограничений и девальвации рубля российские инвесторы ищут возможности для диверсификации портфелей по…
По данным государственного таможенного управления (ГТУ) КНР, Китай существенно нарастил поставки яблок и груш в…
Промсвязьбанк (ПСБ) объявил о возобновлении приема заявок на ипотечные кредиты в рамках государственной программы "Семейная…