Как мелочи влияют на успех в бизнесе


Пластиковые зажигалки, резинки-застежки, сломанный сливной бачок и другие детали, которые нельзя недооценивать.

Мой знакомый фотограф припомнил, как однажды делал съемку в недавно открытом недешевом московском ресторане. Владелец заведения попросил его поделиться впечатлениями, предупредив: «Только честно». Знакомый сказал: «Все хорошо, но есть одна деталь. Я попросил прикурить, и мне поднесли зажигалку Cricket за 40 центов. Это страшно диссонирует. Была бы солидная зажигалка, хотя бы Colibri за $50-70, был бы совсем другой коленкор». Спустя неделю фотографу позвонили и поблагодарили за совет — клиенты оценили.

Другая история. В 2007 году я рецензировал «Книгу о настоящей прибыли и реальном росте» авторитетного консультанта Фреда Райхельда, выпущенную в России молодым издательством «Поколение». Если коротко: автор объяснял, почему не стоит экономить на потребителях, и предлагал оценивать успешность бизнеса с помощью вопроса «Какова вероятность того, что вы порекомендуете эту компанию коллегам или друзьям?». Так вот, «Поколение» я бы не порекомендовал никому — книжка была отпечатана на дешевой рыхлой бумаге, а ее обложку «украшало» фото, явно скачанное из интернета.

Детали, частности, нюансы — вот что говорит о серьезности намерений предпринимателя и компании и подкупает потребителя. Или по меньшей мере не дает повода сомневаться. В 1999 году Тимур Горяев, основатель и генеральный директор компании «Калина», рассказывал мне, как объяснял своим рабочим, почему очень важно ровно и плотно прикручивать колпачки (какая мелочь!) на тюбиках с кремами и зубной пастой: «Допустим, из тысячи каждый десятый не купит и расскажет еще десятерым, что на «Калине» все делают кое-как. А еще десять человек в магазине заметят, что кто-то перед ними взял не нашу пасту, и сделает так же. И мы постепенно лишимся заказов, а вы — зарплаты». Похоже, рабочие Горяева поняли. «Калина» из провинциальной фабрики, вчерашних «Уральских самоцветов», превратилась в производителя федерального масштаба. В октябре 2011 года корпорация Unilever договорилась о покупке 82% акций «Калины» за 17,6 млрд рублей, или 13 EBITDA компании. Разумеется, не одни крышечки тому причиной. Но детали и частности, накапливаясь, укрепляют скелет бизнеса и предопределяют его выживаемость.

Понимание важности деталей — причина феноменального успеха молескинов. Когда-то молескинами называли записные книжки ручной работы с обложкой, оклеенной плотной хлопчатой тканью под названием mole skine — «кротовья кожа». Такими любили пользоваться известные художники, писатели и поэты — Пикассо, Ван Гог, Хемингуэй, Аполлинер, Сартр. Годам к 1980-м о молескинах забыли. Но в 1997 году владельцы маленького миланского издательства Modo&Modo решили подзаработать на ретро-идее и зарегистрировали марку Moleskine. Молескины, по сути дела, были придуманы заново. Франческо Франчези и Марио Баруцци рассуждали так: для раскрутки бренда легенды о славном прошлом недостаточно. Выделиться среди множества конкурентов можно только деталями, создающими удобство в целом. Свои блокноты они снабдили гибкой, но прочной обложкой, резинкой-застежкой, внутренними кармашками, лентой-закладкой – со временем нюансов становилось все больше. Начав с партии в 5000 штук, Modo&Modo в 2005 году продало 4,5 млн молескинов. В августе 2006 года инвестиционный фонд SG Capital Europe заплатил за 75-процентную долю Modo&Modo €62 млн — при годовой выручке издательства €12,7 млн и прибыли свыше €2 млн.

Потребители чувствуют продуманность и тщательность производства и сервиса и готовы за это платить. Серьезные партнеры и контрагенты тоже чувствительны к деталям. Только не к внешним признакам стабильности и успеха, которые легко купить (машины, часы, мебель в кабинетах), а тем частностям, что могут свидетельствовать об отношении к управленческим и бизнес-процессам. Я знаю историю, как у российской компании сорвался производственный проект с японской фирмой. Переговоры шли в офисе компании, и в какой-то момент один из японцев отлучился. Вернувшись, он о чем-то переговорил с коллегами. В итоге японцы предложили отложить подписание контракта. Позже выяснилось, что их смутил сломанный бачок в туалете. Абсурд? Японцы рассудили, что партнер, не предусмотревший малое, может подвести в чем-то большом.

Вершина предпринимательского перфекционизма — когда время, усилия и средства уходят на частности, не обещающие непременной прибыли. Когда внимание к деталям — следствие не маркетингового расчета, а профессиональных амбиций. Я в таком случае всегда вспоминаю щепетильность московского ресторатора Андрея Деллоса. Открывая сеть «Му-Му», он упорно искал производителя посуды, чтобы та была как в книге «О вкусной и здоровой пище». Задумав «Турандот», Деллос полтора года потратил на изучение виньеток позднего барокко, лишь бы в его заведении они выглядели аутентично. По словам одного антиквара, как-то раз он спросил: «Андрей, зачем тебе это? Хорошо если 10% посетителей заметят и оценят». Ресторатор ответил: «Мне важно мнение именно этих 10%».

Между прочим, издательство «Поколение», о котором я упомянул выше, больше не выпускает деловую литературу…


Автор:  Иван Просветов
Источник: www.forbes.ru

admin

View Comments

  • Детали и нюансы могут сильно повлиять на восприятие бренда или компании. Как в случае с зажигалкой в ресторане или дешевой бумагой в книжке. Мелочи могут стать причиной потери заказов и клиентов. Важно не недооценивать их влияние и следить за каждой деталью, чтобы не дать повода для сомнений.

  • Детали имеют значение, особенно в бизнесе. Они говорят о серьезности намерений компании и подкупают потребителя. Не стоит экономить на мелочах, таких как качественная зажигалка или плотно закрученный колпачок на тюбике. Это может повлиять на репутацию и прибыльность бизнеса в целом.

Recent Posts

МСП Банк и ФРТ запустили программу дешевых кредитов для бизнеса в новых регионах

МСП Банк, дочерняя структура Корпорации МСП (КМСП), начал реализацию программы льготного кредитования малого и среднего…

12 часов ago

Пойсик: санкции против Газпромбанка ставят Молдавию на грань газового кризиса

Введенные США санкции против Газпромбанка могут привести к прекращению поставок российского газа в Молдавию накануне…

12 часов ago

Несмотря на санкции, россияне стали больше тратить на зарубежные товары

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые три квартала 2024 года российские потребители израсходовали…

12 часов ago

Биржи Казахстана и Армении открывают новые горизонты для инвесторов из России

В условиях санкционных ограничений и девальвации рубля российские инвесторы ищут возможности для диверсификации портфелей по…

12 часов ago

Поставки фруктов из КНР помогают России компенсировать снижение урожая

По данным государственного таможенного управления (ГТУ) КНР, Китай существенно нарастил поставки яблок и груш в…

12 часов ago

ПСБ возобновил выдачу ипотеки по программе «Семейная ипотека» по ставке от 5,5%

Промсвязьбанк (ПСБ) объявил о возобновлении приема заявок на ипотечные кредиты в рамках государственной программы "Семейная…

13 часов ago