Непубличные компании начали выходить на биржу. Покупатели потирают руки, ждут скидок, бонусов и распродаж.
Мнительным и брезгливым читателям мы предлагаем сейчас сразу перейти к третьему абзацу. А прочим, и особенно ипохондрикам и любителям «медицинских» сериалов, с радостью сообщаем, что в начале февраля первичное размещение своих акций (IPO) на NASDAQ провела американская фармацевтическая компания Ironwood Pharmaceuticals. Она специализируется на производстве лекарственных комплексов для лечения хронических запоров и спастических колитов, сопровождающихся хроническими запорами. Судя по тому, что размещение прошло по цене всего лишь $11,25 за акцию, а не по $15–17, как предполагали андеррайтеры, с кишечником у американских инвесторов все в порядке. Если же подходить к вопросу серьезно, то мы имеем дело с возвращением IPO. Причем происходит это в ситуации, когда эмитенты готовы уступать инвесторам, а последние намерены торговаться и сбивать цену. Газета Financial Times цитирует главу департамента рынков капитала PricewaterhouseCoopers Тома Троубриджа: «Сейчас рынок покупателей, и инвесторы могут позволить себе быть разборчивыми».
Конечно, уважаемый производитель лекарств от запора (капитализация, между прочим, больше $1 млрд) — лишь взятый наугад пример. Аналитики Renaissance Capital, комментируя свой индекс FTSE Renaissance IPO Composite Index (охватывает IPO американских компаний), пишут, что если в январе 2010 года в индекс были включены четыре IPO, то уже по итогам февраля в него войдут еще десять вновь размещенных компаний. «Такой насыщенный график сигнализирует о том, что этот год будет очень оживленным в плане IPO», — сказано в отчете.
Примеров можно приводить уйму: та же Financial Times пишет, что туроператор
То же самое относится и к рынку IPO в России. После двух лет затишья могут вернуться «горячие дни» 2006–2007 годов, когда за 42 международных размещения российским компаниям удалось привлечь $37 млрд. Предприятия один за другим выбирают инвестиционных консультантов и ищут площадки для размещения. Кто же планирует выходить на биржу и можно ли будет купить перспективные акции дешево?
Почему размещения идут именно сейчас? На самом деле формально все условия для IPO сегодня есть. По итогам 2009 года индекс РТС вырос на 128,6%, а до кризиса связь между динамикой индекса РТС и объемами привлеченных на IPO средств была очевидной.
По словам Елены Хисамовой, руководителя управления рынков акционерного капитала «ВТБ капитала», «интерес к проведению IPO вызван прежде всего тем, что у инвесторов появилась ликвидность. Многие активы подросли в цене по сравнению с прошлым годом, а стоимость некоторых достигла докризисного уровня. Размещение на рынке акционерного капитала позволяет развивать бизнес и снижать высокую долговую нагрузку, появившуюся у многих во время кризиса». По оценкам «Уралсиба», в 2010–2011 годах российские компании могут привлечь через новые и дополнительные размещения $55,5 млрд, причем $17,5 млрд из них пойдут на выплату долгов.
Впрочем, дело не только в долгах: этот год может быть удачным для размещения, так как инвесторов может привлечь эффект низкой базы — восстановительный рост после резкого спада всегда протекает быстрее. А торопиться заставляет страх, что шквал дешевых денег может прекратиться. «Время для эмитентов сейчас важно как никогда, — объясняет аналитик Пробизнесбанка Ольга Митрофанова. — К концу года ставки рефинансирования, скорее всего, вырастут, а значит, курс акций пойдет вниз».
«Можно, конечно, ждать, пока рынок не восстановится до максимумов 2010 года, — говорит аналитик по металлургии UBS Алексей Морозов. — Но зачем? Рынок и так неплохой. А если он сильно вырастет, никто не мешает провести еще одну допэмиссию».
«Сейчас важно, кто пойдет на биржу первым, — сказал
Размещения этого года можно разделить на группы
Если раньше русские IPO традиционно проходили в Лондоне, то теперь компании могут предпочесть Гонконг по ряду причин, говорит Ольга Митрофанова.
Кстати, размещение «Русала» стало любопытным с точки зрения «интернационального» состава его акционеров: в числе прочих в капитал компании во время IPO вошли ливийский государственный инвестфонд Libyan Investment Authority и китайский институциональный инвестор Cheung Kong Holdings. Правда, владеют они всего лишь 1,4 и 0,5% пакета «Русала» соответственно, так что наша гипотеза
Возможно, с финансовой грамотностью у нас еще не очень хорошо, но выражение Уоррена Баффетта о том, что «лучше купить удивительную компанию по достойной цене, чем достойную компанию по удивительной цене», похоже, выучили все инвесторы, в том числе и потенциальные. Раньше, во время докризисного «бума IPO», российские компании получали завышенные оценки, и после размещения их акции нередко стремительно шли вниз. Один из ярчайших примеров — неудачное IPO ВТБ в 2007 году. Еще молодой тогда журнал D’ чуть не испортил себе карму, описывая перспективы нового эмитента, но вовремя заметил, что «все разговоры с экспертами по поводу будущего ВТБ сводятся к нехитрой формуле: у бумаг большой потенциал, поскольку есть спрос, а спрос есть, поскольку у бумаг большой потенциал». Мало кто помнит, что даже аналитики рекомендовали тогда брать ВТБ не дороже чем по 8–10 коп. за штуку. До сих пор он не подобрался не только к цене размещения, но и к тем 8–10 коп., считавшимся справедливыми.
В 2010–2011 годах все пойдет уже не так. Покупатели будут прежде всего смотреть на успешность «первых ласточек» — IPO, которые недавно состоялись. При этом хороших для инвесторов примеров пока нет. Это касается и «Русала», который за первые три дня торгов подешевел примерно на 10%, и иностранных компаний: до сих пор торгуются в минусе эмитенты, вышедшие на Западе на IPO в 2009 году, — такие как британская инвестиционная компания Gartmore, датская авиакомпания Cimber Sterling, китайская
В общем, что покупать непосредственно на IPO (даже на «народном») не имеет смысла, все уже знают. Здесь крупными пакетами запасаются «стратеги» и портфельные инвесторы. Но вот присмотреть себе
«Лист ожидания» IPO на 2010–2011 годы
Компания | Сектор | Объем привлечения, $ млрд |
---|---|---|
Алроса | добыча алмазов | 2 |
Банк Зенит | финансы | 1 |
Банк Москвы | финансы | 0,38 |
Виктория | ритейл | 0,2 |
Газпромбанк | финансы | 2 |
Дикси | ритейл | 0,4 |
Дымов | пищевая промышленность | 0,2 |
Евросеть | ритейл | 0,5 |
Еврохим | химия | 1 |
Инпром | металлосервис | 0,1 |
Итера | газовая промышленность | н/д |
Кировский завод | машиностроение | 0,6 |
Кокс | угольная промышленность, металлургия | 0,5 |
Кузбасская топливная компания | угольная промышленность | н/д |
Лаборатория Касперского | IT | н/д |
Металлоинвест | черная металлургия | 3 |
Мечел майнинг | горнодобывающая промышленность | 4 |
Протек | фармацевтика | н/д |
Ресо-гарантия | финансы | 0,5 |
Рефсервис | транспорт | н/д |
Русская медь | цветная металлургия | 1,5 |
Strikeforce | цветная металлургия | 0,18 |
Связной | ритейл | 0,4 |
Северсталь Gold | цветная металлургия | н/д |
Снегири | недвижимость | 0,85 |
СУЭК | угольная промышленность | 1,5 |
Трансконтейнер | транспорт | 0,6 |
Уралхим | химия | н/д |
Южуралзолото | цветная металлургия | 0,15 |
Источник: данные компаний, данные СМИ
Магазины, ток и уголь
Фото: ИТАР-ТАСС
Легко заметить, что на Западе на IPO выходят компании самых разных секторов, нам же пока приходится довольствоваться несколькими уже известными — сырьевым и ритейлом. Хотя в нашей новой волне размещений будет своя специфика. До сих пор на IPO вышли не все крупные компании. Так, в ритейле пионером стал в 2004 году «Седьмой континент» (РТС, ММВБ). В 2005−м на московской и лондонской биржах стартовали торги акциями розничной сети «Пятерочка», которая позже слилась с «Перекрестком» и была переименована в X5 Retail Group. 2006 год — на биржу выходит «Магнит», 2007−й — «Дикси» и «М.Видео».
В ближайшие
Провести IPO может и крупнейший в стране по объему выручки производитель и дистрибутор лекарственных средств «Протек» (помимо прочего владеет сетью аптек «Ригла»). Ожидаются первые IPO представителей «сотовой» розницы — «Связного» и «Евросети». Правда, представители потребительского сектора пока говорят о возможностях своего размещения на бирже весьма осторожно. Так,
А вот с добывающими компаниями дело обстоит
«Цены
Интересно, кстати, что капитализация компании должна при размещении составить $8–9 млрд. Не претендуя на точную оценку бизнеса, мы можем хотя бы попытаться прикинуть, дорого это или дешево. Так, акции
Последняя доступная отчетность СУЭКа — годовой отчет за 2008 год. Тогда выручка компании составила 93 млрд руб., а чистый убыток — 7,5 млрд руб., при этом добыл СУЭК 96 млн тонн угля. Проводя крайне грубую аналогию, добавим, что капитализация «Распадской» (добыча 10,5 млн тонн угля в 2009 году, правда, не энергетического, а коксующегося) сейчас колеблется в районе $4–4,5 млрд. То есть СУЭК, добывающий в девять раз больше, на IPO будет оценен всего в два раза дороже.
Источник: «D`» №3 (90)/15 февраля 2010
Авторы: Евгения Обухова, корреспондент «D`»
Круизные поезда становятся всё более востребованным видом путешествий по России, сообщила советник президента Российского союза…
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил о планах правительства внести изменения в законодательство, касающееся предоставления рассрочки…
Министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью телеканалу "Россия-24" заверил, что программа семейной ипотеки полностью…
Группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым…
Сеть строительных гипермаркетов "OBI Россия" планирует начать продажи своих товаров на маркетплейсе Ozon, используя для…
Современные мошенники все чаще прибегают к гибридным методам воздействия на потенциальных жертв, сочетая традиционные приемы…
View Comments
Мне кажется, что возвращение IPO на рынок - хороший знак. Инвесторы становятся более требовательными, а компании готовы уступить им. Ожидается, что этот год будет насыщенным в плане IPO, что говорит о живости рынка.