Формально ЦБ и Минфин признают российские рейтинговые агентства, но про себя думают, что иностранные все-таки лучше.

Старая история: отечественное не может быть лучше иностранного. Идея-фикс, владеющая умами российских граждан со времен динозавров. Годы идут, а представления не меняются. Финансовый рынок не исключение: он по инерции продолжает мыслить, исходя из этой замшелой доктрины. Да, национальные рейтинговые агентства не столь влиятельны, как международное трио «крупняков». Мы небольшие, у нас меньше опыта — сложные обстоятельства российской истории помешали, знаете ли. Но интродукция что-то затянулась, не пора ли приступить непосредственно к «банкету»?

На словах все хотят, чтобы российский финансовый рынок развивался. Но как это сделать, не развивая собственные рейтинговые агентства? Несомненно, Центробанк делает немало для того, чтобы национальные рейтинговые агентства расширяли сферу своей деятельности. Знаменитая инструкция ЦБ №110, позволяющая банкам с национальными рейтингами снижать нагрузку на капитал и «экономить» на резервах, тому подтверждение. Своей системой аккредитации нас официально признало и Министерство финансов. Благодаря этому количество присвоенных национальных рейтингов каждый год растет на 20—25%.

Однако при этом не оставляет ощущение, что регулирующие органы не до конца искренни в своем стремлении помочь становлению российских агентств. Большинство принятых ими решений в нашу поддержку носит половинчатый характер. Так, во многих документах по ломбардному списку ЦБ ничего не говорится о возможности использования оценок российских агентств. И это приводит к торможению развития ликвидного рынка в целом, притом что качество сегодняшних эмитентов облигаций на порядок лучше тех, что были в 2007 году накануне кризиса.

Вернемся, однако, к 110-й инструкции Банка России. Не спорю, она дает определенную степень свободы банкам, получившим национальные рейтинги. Но степень эта при ближайшем рассмотрении не так уж велика. Регулятор будто бы поддался «магии букв», залюбовавшись буковкой «А» в рейтинге банка, и совершенно забыл про остальные. К участию в беззалоговых аукционах, которые, возможно, в скором времени станут жизненно необходимыми для многих российских банков, допускаются только кредитные организации с самым высоким рейтингом. Наличие заветной буквы «А» в рейтинге становится критерием деления на тех, кому «позволено», и тех, кто «не заслужил». Притом что вторых заведомо больше и в беззалоговых кредитах они нуждаются гораздо сильнее высокорейтинговых банков.

Но и тех, кто заслужил рейтинг на уровне «А», тоже подстригли под одну гребенку. На деле рейтинги уровня «А+» и «АА» — это две разные планеты. А допуск к средствам ЦБ у всех одинаковый. Никакой разницы в объеме предоставляемых лимитов для участников рынка с разными ступенями рейтинга «А» не предполагается. Хотя уровни риска и степень свободы в принятии инвестрешений у них несравнимы. В лучших практиках риск-менеджмента крупных компаний и банков рейтинги используются для оценки уровня риска и определения или расчета лимита, соответствующего этому уровню. Регуляторы, и особенно ЦБ, не могут этого не знать. Почему же в государственной сфере использование рейтинговых оценок столь однобоко?

Наверняка у профессионального сообщества и у регуляторов есть определенные опасения насчет состоятельности российских рейтинговых агентств. Ну так в чем же дело? Регулируйте нас!

Мы не просто не против, мы стремимся к этому. Вопрос недоверия решается проведением верификации или проверки методик аккредитованных российских агентств, профессионализма тех, кто занимается оценкой компаний и банков, и процедур принятия решений. Жаль, что регулятор в лице Минфина предпочитает отмалчиваться и делать вид, что проблемы не существует.

А тем временем пенсионные фонды вынуждены размещать свободные средства на депозитах в иностранных дочерних банках, поскольку, по мнению наших законодателей и регуляторов, только иностранные кредитные организации, обладающие рейтингами надежности от международных агентств, по-настоящему надежны. И до тех пор, пока к национальным рейтинговым агентствам не будет доверия, пока они не смогут в полной мере нести ответственность за принятие решений, мы не получим эффективную и адекватную систему управления рисками на финансовом рынке и в банковском секторе в целом. По-моему, надо перестать бояться самих себя и себе подобных. Пора начать доверять брендам «сделано в России»!

Автор: Виктор Четвериков, гендиректор Национального рейтиногового агенства
Источник: журнал Профиль

admin

Recent Posts

Константин Струков — бизнесмен и политик

Струков Константин Иванович — российский предприниматель, золотопромышленник и политик. Депутат Челябинской области, а с 2016…

3 недели ago

«ВЛАДБИЗНЕСБАНК» — Современный банк во Владимире

АО «ВЛАДБИЗНЕСБАНК» выступает не просто как банковское учреждение, а как верный партнер как для частных…

1 месяц ago

Что такое Due Diligence?

Due Diligence (с англ. «должная осмотрительность» или «должная добросовестность») — это процесс тщательной проверки, оценки…

2 месяца ago

Палладий. Стоимость палладия, акции

Палладий, являющийся одним из шести платиновых металлов, занимает особое место на мировом рынке благодаря своим…

2 месяца ago

Как списать долги в Санкт-Петербурге?

В последние годы экономическая ситуация в России, включая Санкт-Петербург, ставит многих жителей перед острой проблемой…

3 месяца ago

HeadHunter: Водитель — самая доходная рабочая профессия

Сервис поиска сотрудников hh.ru составил новый рейтинг. На этот раз - самых оплачиваемых рабочих профессий.…

6 месяцев ago