Несмотря на решение правительства России с 1 декабря разрешить экспорт бензина для его производителей, нефтяные компании пока не торопятся воспользоваться этой возможностью. По данным аналитической компании Vortexa, на которые ссылается агентство Bloomberg, с начала месяца российские НПЗ не отправили морем ни одной партии бензина, а также сократили поставки дизельного топлива.
По информации Vortexa, общий объем морского экспорта нефтепродуктов из России на прошлой неделе снизился по сравнению со средним уровнем ноября. Это произошло несмотря на то, что в ноябре завершение затянувшегося ремонта на ряде НПЗ позволило достичь четырехмесячного максимума по этому показателю.
Наиболее существенно упали поставки дизельного топлива и газойля. За неделю, закончившуюся 8 декабря, их экспорт сократился почти вдвое — до 695 тысяч баррелей в день. Экспорт нафты снизился на 25% — до 484 тысяч баррелей в сутки, а мазута — на 13%, до 723 тысяч баррелей в день.
Bloomberg отмечает, что данные по морскому экспорту нефтепродуктов остаются одним из немногих доступных индикаторов состояния нефтяной отрасли России. Это связано с тем, что официальная статистика по добыче нефти была засекречена российскими властями.
Ранее, 12 ноября, Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщило о падении выручки российских нефтеэкспортеров в ноябре на 1,1 млрд долларов — до 14,6 млрд. Агентство связало это как со снижением мировых цен на нефть, так и с сокращением экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ, которое, по оценкам МЭА, составило 120 тысяч баррелей в сутки, в том числе 20 тысяч баррелей пришлось на нефтепродукты.
В отличие от данных Vortexa, на которые опирается Bloomberg, МЭА оценивает суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов, включая поставки по трубопроводам, а не только морским путем. Однако, как ранее указывал вице-премьер России Александр Новак, российская сторона вместе с другими членами ОПЕК+ считает оценки МЭА необъективными.
Решение правительства РФ разрешить экспорт бензина с 1 декабря было принято в условиях профицита этого топлива на внутреннем рынке и направлено на поддержку рентабельности его производства. Однако, как показывает статистика первой недели декабря, нефтяные компании пока не спешат наращивать зарубежные поставки.
Эксперты связывают сдержанную реакцию нефтяников на открытие экспорта бензина с рядом факторов. Во-первых, многие компании уже законтрактовали объемы поставок на внутренний рынок и не могут быстро перенаправить их на экспорт. Во-вторых, в зимний период традиционно растет спрос на дизельное топливо, что делает его производство более маржинальным по сравнению с выпуском бензина.
Кроме того, на готовность нефтяников экспортировать бензин могут влиять логистические ограничения и нехватка танкеров на фоне санкций Запада в отношении российской нефтяной отрасли. Немаловажными факторами являются также неопределенность с поставками российской нефти и нефтепродуктов после вступления в силу эмбарго ЕС и потолка цен, а также общая волатильность на мировом рынке энергоносителей.
В любом случае, эксперты полагают, что для оценки реального эффекта от снятия запрета на экспорт бензина из России потребуется больше времени. В среднесрочной перспективе эта мера должна поддержать загрузку отечественных НПЗ и предотвратить затоваривание внутреннего рынка. Однако многое будет зависеть от конъюнктуры мирового рынка и способности российских компаний наладить новые каналы сбыта в условиях санкций.
Эксперт проекта Народного фронта "За права заёмщиков", куратор платформы "Мошеловка" Алла Храпунова предупредила о новой…
Китай и Россия ведут переговоры об упрощении визовых правил для российских туристов, желающих посетить КНР.…
Член Европейского парламента от Польши Беата Шидло направила запрос в Еврокомиссию, в котором сообщила о…
Банк ВТБ предупредил о распространении новой мошеннической схемы, сочетающей методы социальной инженерии и использование шпионских…
Глава АНО "Цифровые платформы" Арсений Щельцин в интервью "Ленте.ру" рассказал о возможных сценариях, которые могут…
Мессенджер Viber был заблокирован на территории России в связи с неспособностью обеспечить должный уровень безопасности…