Categories: В России

Ассоциация банков предлагает создать «черный список» любителей нелегального кешбэка

Российские банки намерены активизировать противодействие клиентам, которые применяют мошеннические схемы для незаконного получения кешбэка. С соответствующей инициативой выступила Ассоциация банков России (АБР), предложив ряд мер по борьбе с такими недобросовестными практиками, сообщает РБК.

Суть предложений АБР

В письме, направленном в Роскомнадзор, АБР озвучила два ключевых предложения:

  1. Создать единую межбанковскую базу данных о клиентах, замеченных в злоупотреблении программами лояльности и кешбэка. Сейчас каждый банк самостоятельно выявляет фродеров, но не имеет возможности обмениваться информацией о них с коллегами по рынку. Это позволяет мошенникам безнаказанно мигрировать из банка в банк.
  2. Усилить блокировку Роскомнадзором сайтов и инструкций в интернете, подробно описывающих различные способы обмана систем кешбэка. По мнению АБР, широкая доступность таких материалов лишь стимулирует распространение мошеннических практик среди потребителей.

Сами банкиры характеризуют любителей нелегальной наживы за счет кешбэка как «бесконечно мигрирующую массу». В Ассоциации призывают ужесточить ответственность за подобные действия.

Масштабы проблемы

По данным Frank RG, в 2023 году траты российских банков на программы лояльности достигли 286 млрд рублей, подскочив в 1,5 раза относительно предыдущего года. Доля карт с опцией кешбэка на рынке перевалила за 70%.

При этом опросы показывают, что для 40% клиентов именно получение кешбэка является основной целью открытия карты. А свыше 70% активных пользователей готовы перебегать из банка в банк вслед за лучшими условиями.

Банкиры опасаются, что на фоне обострения борьбы за клиента масштабы злоупотреблений программами лояльности будут только расти, если не принять превентивных мер.

Реакция экспертов

Опрошенные РБК эксперты разошлись в оценках перспектив и эффективности предложений АБР.

Одни полагают, что создать работающую базу фродеров будет крайне сложно из-за проблем в квалификации действий клиентов. Без четких и единых критериев, позволяющих отделить предприимчивого пользователя от мошенника, задача представляется трудновыполнимой.

«Грань между клиентом, максимизирующим свою выгоду, и фродером достаточно тонкая. Сам факт получения кешбэка в рамках действующей программы банка вряд ли можно однозначно считать мошенничеством», — отмечает председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин.

Другие эксперты указывают на неизбежные правовые и организационные барьеры на пути обмена банками персональными данными клиентов. Потребуются изменения сразу в нескольких законах.

«Без разработки единого стандарта программ лояльности и общих критериев фрода реализовать эту идею будет крайне непросто», — считает Алексей Войлуков из Президентской академии.

Участники рынка также расходятся во мнениях относительно целесообразности блокировки обучающих материалов по кешбэку в сети. Кто-то проводит аналогии с инструкциями для дропперов или закладчиков наркотиков, а кто-то указывает на сугубо ознакомительный характер большинства подобных публикаций.

Позиции банков

В самих банках ситуацию оценивают по-разному. Ряд игроков, в том числе Абсолют Банк, «Дом.РФ», пока не фиксируют серьезных проблем со злоупотреблением кешбэком. Приоритет там отдают точечной донастройке собственных программ контроля и правил лояльности.

«Если банк изначально ответственно отнесся к разработке механизмов кешбэка, то риски возникновения проблем из-за фродеров будут минимальны», — уверен вице-президент по информбезопасности банка «Дом.РФ» Дмитрий Никишов.

В то же время в банке «Зенит» без особого оптимизма оценивают перспективы воплощения идей АБР в жизнь. Там указывают на неизбежность масштабных правок законодательства, которые потребуются для запуска подобных инициатив.

Выводы

Дискуссия вокруг злоупотреблений программами лояльности обещает стать одной из ключевых для банковского рынка в 2025 году. Продолжающийся рост трат на кешбэк и обострение борьбы за клиента будут провоцировать новые попытки обмана системы.

Инициативы АБР, при всей неоднозначности их оценок, являются важным сигналом того, что индустрия всерьез озаботилась этой проблемой. Насколько эффективным окажется предлагаемый инструментарий, покажет время. Очевидно одно: банкам придется находить все более тонкий баланс между щедростью своих бонусных программ и надежностью их защиты от любителей легкой наживы.

Источник: РБК

admin

Recent Posts

Аксаков допустил снижение ключевой ставки до 9% к концу 2026 года

Председатель комитета Государственной думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков допустил возможность снижения ключевой ставки до…

15 часов ago

Россия и Африка перейдут на расчёты в национальных валютах

Главный вопрос российско-африканского сотрудничества в торговле — переход на взаиморасчёты в национальных валютах. Об этом…

15 часов ago

Гастрономический туризм становится приоритетом для гостей Крыма

Гастрономическое направление выходит на лидирующие позиции среди туристических предложений полуострова. Об этом в эфире радио…

15 часов ago

Банки начали снижать ставки по кредитам после решения ЦБ

Российские банки приступили к снижению процентных ставок по кредитам после решения Банка России понизить ключевую…

2 дня ago

Сайт «Путешествуем.рф» предлагает 119 автомобильных туристических маршрутов

За десять месяцев текущего года количество туристических поездок по России увеличилось почти на 5%. Об…

2 дня ago

Суздаль возглавил рейтинг малых городов России по числу туристов

Суздаль принял за год более 1,3 миллиона туристов, став лидером среди малых городов России по…

2 дня ago