Categories: В России

Новая схема возмещения по ОСАГО позволит выбирать любой автосервис

Российские автовладельцы вскоре могут получить новые возможности для компенсации ущерба по ОСАГО. Законопроект, который сейчас готовится к внесению в Государственную Думу, предусматривает существенные изменения в системе выплат при страховых случаях. Документ, согласованный с Центральным банком России, направлен на решение актуальной проблемы: недостаточность денежных компенсаций для полноценного восстановления поврежденных автомобилей.

Текущая ситуация с выплатами

Сегодня автовладельцы могут получить компенсацию по ОСАГО двумя способами. В первом случае страховая компания направляет поврежденный автомобиль на станцию технического обслуживания, с которой у неё заключен договор, и самостоятельно организует восстановительные работы. Второй вариант предполагает денежную выплату, размер которой рассчитывается с учетом износа деталей. Это означает, что владельцы старых автомобилей получают существенно меньшие суммы – до 50% от реальной стоимости ремонта.

«Износ часто съедает 20–50% выплаты, в зависимости от возраста автомобиля. Для машин старше семи лет размер компенсации может составлять лишь половину, что делает ремонт без доплат практически невозможным», – комментирует ситуацию генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.

Суть предлагаемых изменений

Новый законопроект не отменяет существующие механизмы, но дополняет их третьим вариантом. Согласно документу, автовладельцы смогут:

  1. Отремонтировать автомобиль в любом сервисе по своему выбору (не ограничиваясь партнерами страховщика)
  2. Получить первоначальную выплату с учетом износа
  3. После проведения ремонта обратиться за дополнительной компенсацией

«По новой схеме потерпевший сможет фактически получить доплату за износ, сумма которого вычитается из первоначальной компенсации, а также за скрытые повреждения, обнаруженные в процессе ремонта», – поясняет глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

Для получения дополнительной выплаты автовладелец должен будет предоставить страховой компании документы, подтверждающие фактические расходы на ремонт, и продемонстрировать отремонтированный автомобиль. Страховщик, в свою очередь, обязан доплатить разницу между реальными затратами и первоначальной компенсацией в течение 20 календарных дней.

Дополнительные условия и ограничения

Законопроект предусматривает ряд требований, которые должны соблюдать обе стороны:

  • Клиент обязан предоставить автомобиль на осмотр в течение пяти дней после требования страховой компании
  • В случае обнаружения скрытых повреждений во время ремонта необходимо незамедлительно информировать страховщика
  • Перерасчет страховой выплаты будет проводиться по единой методике Центрального банка
  • Если владелец получил выплату, но решил не ремонтировать автомобиль (например, из-за несущественности повреждений), право на доплату не возникает

Преимущества нового подхода

Эксперты страхового рынка отмечают несколько важных достоинств предлагаемой реформы:

«Изменения расширят возможности клиента обратиться на любую станцию технического обслуживания. Потерпевший не будет привязан к наличию договора у конкретного сервиса со страховщиком. Человек сможет обратиться на станцию возле дома и самостоятельно выбрать сроки и объем ремонта», – считает директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС» Иван Попов.

По оценке Ирины Франк, для автомобилей старше пяти лет компенсация благодаря новому механизму может вырасти на 30–40%, что эквивалентно десяткам тысяч рублей. Кроме того, сервисы будут охотнее работать с клиентами напрямую, избегая договорных скидок, которые страховые компании часто требуют от партнеров.

Еще одно преимущество – возможность учитывать скрытые повреждения, которые не всегда выявляются при первичном осмотре. «Это может существенно повысить удовлетворенность автовладельцев», – отмечает руководитель по работе с физическими лицами компании «Страховой брокер AMsec24» Максим Колядов.

Потенциальные риски

Несмотря на очевидные плюсы, эксперты указывают и на возможные проблемы:

  1. Даже с учетом доплаты сумма компенсации может оказаться недостаточной, если цены в выбранном автосервисе существенно превышают среднерыночные
  2. Страховая компания не гарантирует качество ремонта, выполненного в неавторизованном сервисе
  3. Отсутствие у многих автовладельцев достаточной экспертизы для оценки объема и стоимости необходимых работ
  4. Вероятность злоупотреблений со стороны недобросовестных клиентов

«Риски существуют тогда, когда есть серые зоны – то есть не всё четко прописано в законе», – подчеркивает Евгений Уфимцев. По его мнению, изменения должны быть комплексными, чтобы исключить возможность споров и конфликтов в области ОСАГО.

Некоторые аналитики также высказывают опасения, что увеличение выплат может привести к повышению стоимости страховых полисов. «Страховщикам придется больше платить клиентам при денежной компенсации. А значит, есть вероятность, что они могут повысить стоимость полисов, чтобы компенсировать возможные убытки», – предупреждает Максим Колядов.

Актуальность реформы

Директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин считает, что инициатива предназначена для устранения двух серьезных проблем в сегменте ОСАГО:

«Во-первых, выплата в денежной форме позволит страховщикам урегулировать убытки за 30 дней, как того требует закон. Проведение ремонта в этот срок сейчас практически невозможно из-за недостаточности складских остатков запчастей и удлинения сроков их поставок в Россию на фоне санкций. Во-вторых, денежной выплаты – а именно этот вариант сейчас используется в большинстве случаев – людям зачастую не хватает, чтобы полностью покрыть расходы на ремонт, что противоречит духу закона об ОСАГО и вызывает недовольство клиентов».

В страховой компании ВСК уверены, что нововведение поможет снизить напряженность в отношениях между страховщиками и автовладельцами, а также увеличит количество действительно выполненных ремонтов.

Перспективы принятия законопроекта

На данный момент документ согласован с Центральным банком России и готовится к внесению в Государственную Думу. Источник издания «Известия», знакомый с обсуждением законопроекта, подтвердил, что предложенные изменения получили предварительное одобрение регулятора.

В случае принятия закона, российские автовладельцы получат более гибкую систему возмещения ущерба, которая позволит во многих случаях компенсировать реальную стоимость ремонта без значительных личных затрат. Одновременно страховые компании смогут оптимизировать процесс урегулирования убытков, не нарушая установленные законом сроки.

Источник: Известия

admin

Recent Posts

В десяти популярных странах можно обменять рубли на местную валюту

Российские путешественники могут без проблем обменять рубли на местную валюту в десяти странах, популярных для…

2 часа ago

Производство вина в России достигнет рекордных 59 млн декалитров в 2025 году

Российское виноделие демонстрирует устойчивый рост, который, по прогнозам экспертов, приведет к новому историческому максимуму в…

2 часа ago

Забастовка авиаработников парализовала работу главного аэропорта Финляндии

Национальный авиаперевозчик Финляндии Finnair вынужден отменить свыше 100 авиарейсов, запланированных на 19 мая, в связи…

2 часа ago

Politico: планы ЕС по перевооружению могут подорвать экономику стран-членов

Амбициозные планы европейских стран по наращиванию военного потенциала могут иметь серьезные негативные последствия для их…

6 часов ago

Между Казанью и Тегераном откроется прямое авиасообщение в августе 2025 года

Прямые рейсы, связывающие столицу Татарстана и Тегеран, будут запущены в период с августа по октябрь…

6 часов ago

Sony массово блокирует иностранные аккаунты PlayStation российских пользователей

Компания Sony Interactive Entertainment начала широкомасштабную кампанию по блокировке учетных записей PlayStation, созданных в обход…

6 часов ago