Российский речной круизный туризм переживает период активного развития, что подтверждается статистикой пассажирских перевозок и расширением флота. Об этом сообщили в Росморречфлоте в интервью «Российской газете», предоставив данные о текущем состоянии отрасли и перспективах ее развития.
В текущем навигационном сезоне пассажирские перевозки по внутренним водным путям обеспечивают порядка 107 судов. Основная часть флота — около 100 теплоходов — осуществляет рейсы в европейской части России, в то время как семь судов обслуживают маршруты по рекам Сибири и Дальнего Востока.
Статистика пассажирских перевозок демонстрирует стабильную положительную динамику. В 2024 году услугами внутреннего водного транспорта воспользовались свыше 12,1 миллиона человек, что превысило показатель предыдущего года, когда было перевезено около 11 миллионов пассажиров. Для сравнения: в 2022 году этот показатель был на 16 процентов ниже уровня 2023 года.
Особый интерес представляют данные по туристическим маршрутам. В 2024 году речными круизами воспользовались почти 450 тысяч путешественников. Генеральный директор круизного центра «Инфофлот» и член комиссии по круизам Российского союза туриндустрии Андрей Михайловский отмечает, что за последние четыре года количество туристов, выбравших речные круизы, увеличилось в два раза, хотя темпы роста несколько замедлились.
Эксперт связывает подобную динамику с общим усилением интереса к внутреннему туризму в России. Этот тренд получил дополнительный импульс во время пандемии коронавируса и продолжает развиваться при активной поддержке государственных структур и частного бизнеса. В Росморречфлоте растущий спрос на круизные путешествия объясняют модернизацией речной пассажирской инфраструктуры и появлением новых туристических маршрутов.
Вместе с тем круизный туризм пока охватывает меньшую аудиторию по сравнению с другими видами отдыха в России. Андрей Михайловский выделяет несколько сдерживающих факторов: недостаточная информированность потенциальных туристов о возможностях речного отдыха и ограниченное количество круизных судов. Несмотря на ввод в эксплуатацию новых теплоходов, их число остается недостаточным для удовлетворения растущего спроса.
Строительство современных комфортабельных судов остается приоритетным направлением развития отрасли. В 2023 году началась эксплуатация первого судна проекта ПКС-180 — круизного речного колесного дизель-электрического теплохода «Золотое кольцо». Год спустя к нему присоединился второй теплоход этого проекта — «Аурум». Благодаря этим судам возобновился популярный круизный маршрут по Волге и Оке «Золотое кольцо».
Каждое из популярных направлений имеет свою специфику и привлекает определенную категорию туристов. Волжские круизы остаются классикой жанра, позволяя путешественникам посетить исторические города «Золотого кольца». Северные реки открывают суровую красоту Карелии и возможность посещения Валаама, отмечают в компании «Мостурфлот», являющейся членом Российского союза туриндустрии. Путешествия по Дону и Кубани знакомят туристов с казачьей культурой и южными пейзажами.
Географическое распределение круизных маршрутов остается неравномерным. Основная часть маршрутов и теплоходов сосредоточена в центральной части страны — в бассейне Волги, в то время как потенциал других территорий используется не полностью. Развитие маршрутной сети в других регионах тесно связано со строительством новых судов.
В 2024 году на Средне-Невском судостроительном заводе спущено на воду пассажирское судно «Виктор Астафьев», предназначенное для работы на маршруте между Красноярском и Дудинкой. Параллельно продолжается строительство теплохода «Андрей Дубенский», который также будет эксплуатироваться в Арктической зоне Енисея.
Круизный туризм развивается и в восточных регионах страны. Компания «ВодоходЪ» планирует строительство двух гибридных судов проекта «Байкал», которые должны начать перевозить туристов из Иркутска к острову Ольхон в 2026 году.
На заводе «Красное Сормово» ведется строительство трех круизных лайнеров в рамках государственной программы по обновлению речного флота. В текущем году два из них будут спущены на воду. Эти суда будут курсировать в Каспийском, Черном, Азовском, Балтийском и Белом морях, с возможностью захода на Соловецкие острова, а также в акватории Финского залива и на внутренних водных путях России.
Восточно-Сибирское речное пароходство планирует запустить новое круизное судно проекта RPV8714 в 2026 году. Правительство Москвы активно развивает судостроительную отрасль, ключевым проектом которой является судоверфь в Нагатинском Затоне. Предприятие должно будет выпускать электросуда длиной до 90 метров, включая суда для круизного флота, которые планируется запустить по маршруту «Золотое кольцо».
Развитие береговой инфраструктуры является ключевым условием роста водного туризма. В настоящее время для круизного транспорта доступно 200 пассажирских причалов. За последние десять лет на реках и водохранилищах европейской части России их количество увеличилось на 20 единиц.
Среди новых объектов инфраструктуры — причалы на Каме в Елабуге, на Волге в Костроме и Плесе, на реке Волхов в Старой Ладоге. В туристско-рекреационном кластере «Волжское море» в Завидово Тверской области построены причалы для приема круизных судов. Их строительство ведется в Марий Эл на Волге в районе города Козьмодемьянск.
В 2024 году введен в эксплуатацию причал в Великом Новгороде, а в 2025 году инфраструктура для круизных судов появится в Сортавале. В ближайшее время причалы будут также построены в городе Выкса Нижегородской области. Правительство Башкирии установит семь понтонных пристаней в Бирске, Дюртюлях, Агидели, Николо-Березовке и три — в Уфе.
Эксперты отмечают, что помимо инфраструктуры должна развиваться индустрия отдыха и развлечений. Туристические направления с интересными достопримечательностями, качественной гастономией, хорошими музеями и организованными экскурсиями быстро привлекают внимание круизных компаний, которые выстраивают новые маршруты или интегрируют эти объекты в уже действующие круизы.
Источник: Российская газета
Объединенная компания Wildberries и Russ готовится к запуску собственного оператора рекламных данных (ОРД), что сделает…
В России стартовало массовое производство отечественного оборудования для высокоскоростной сборки печатных плат электронных устройств. Пресс-служба…
Винодельческие кооперативы Франции столкнулись с беспрецедентным кризисом, который глава национальной организации Vignerons Cooperatifs de France…
Министерство финансов России выразило готовность поддержать инициативу по наделению крупных электронных торговых площадок функциями налогового…
Представители арабских стран Персидского залива все активнее выбирают Россию в качестве туристического направления, высоко оценивая…
Аналитики британского банка Standard Chartered пришли к выводу, что биткоин нарушил традиционную цикличность, характерную для…