Российские продавцы столкнулись с увеличением сроков выплат за товары, реализованные через крупнейшие маркетплейсы. Если раньше процесс занимал 9-15 дней, то сейчас он вырос до 24-27 дней. Эксперты полагают, что интернет-площадки таким образом стремятся подтолкнуть селлеров активнее пользоваться платной услугой по досрочному выводу средств, а также получить дополнительные оборотные средства, которые в условиях высоких ставок по вкладам выгоднее хранить на банковских счетах.
По данным Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО), с переходом Ozon на еженедельный график выплат средний срок нахождения денег продавцов на счетах маркетплейса вырос на 9 дней и достиг 24 дней. Член комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле при Минпромторге Руслан Волков подтвердил актуальность проблемы и, по собственным подсчетам, оценил увеличение среднего срока хранения средств на счетах Ozon с конца 2024 года с 15 до 27 дней.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что тенденция характерна для всего рынка — период отсрочки платежа с начала 2025 года в среднем продлен на неделю. Увеличение сроков выплат зафиксировано и у другого крупного игрока — Wildberries. Если в начале прошлого года деньги поступали продавцам в среднем через 5 дней после доставки товара, то сейчас этот срок вырос до 19 дней, говорит Руслан Волков.
В Ozon поясняют, что еженедельный график позволяет селлерам быстрее получать и реинвестировать средства в бизнес. Кроме того, временной промежуток между расчетным периодом и датой выплат необходим для учета возвратов и обеспечения расчетов с зарубежными контрагентами. При этом продавцы могут воспользоваться опцией досрочного вывода денег, но за дополнительную плату в размере 1,19-3,49% от суммы.
Эксперты считают, что увеличение сроков выплат продиктовано желанием маркетплейсов нарастить собственные оборотные средства, которые в условиях высоких ставок по депозитам выгоднее держать на банковских счетах. Кроме того, такой подход стимулирует продавцов активнее пользоваться платными услугами площадок по досрочному выводу денег. В то же время представители бизнеса предупреждают, что рост издержек из-за увеличения сроков оборачиваемости средств в конечном итоге будет закладываться в стоимость товаров для покупателей.
Юристы отмечают сложность оспаривания действий маркетплейсов в суде, поскольку площадки вправе менять условия договоров в одностороннем порядке. Для доказательства недобросовестности компаний потребуются весомые аргументы. Кроме того, маркетплейсы не открывают специальных счетов для продавцов — все средства поступают в собственность площадки, а у селлеров остается лишь право требования.
В целом эксперты видят в сложившейся ситуации признаки нарастающего конфликта интересов между маркетплейсами и продавцами. Бизнес все чаще выражает недовольство политикой площадок, которая, по мнению селлеров, ущемляет их права и негативно сказывается на финансовых показателях. В то же время маркетплейсы стремятся оптимизировать собственные расходы и увеличить доходы в условиях ужесточающейся конкуренции на рынке электронной торговли.
Энотуризм в Российской Федерации демонстрирует устойчивое развитие, превратившись из узкоспециализированного направления в полноценную отрасль туристической…
Туристы из Тюмени получат возможность добираться во Вьетнам без пересадок благодаря запуску прямого авиасообщения с…
Центральный банк России прорабатывает установление предельного срока для прекращения обслуживания российскими банками карт международных платежных…
Управление «К» МВД России выявило новый способ телефонного мошенничества, при котором злоумышленники представляются работниками военных…
Азиатские страны значительно увеличили импорт российского алюминия в первом полугодии 2025 года, в то время…
Татарстан демонстрирует устойчивый рост высокооплачиваемых рабочих мест, показывая лидирующие позиции среди регионов Приволжского федерального округа…