Российские продавцы столкнулись с увеличением сроков выплат за товары, реализованные через крупнейшие маркетплейсы. Если раньше процесс занимал 9-15 дней, то сейчас он вырос до 24-27 дней. Эксперты полагают, что интернет-площадки таким образом стремятся подтолкнуть селлеров активнее пользоваться платной услугой по досрочному выводу средств, а также получить дополнительные оборотные средства, которые в условиях высоких ставок по вкладам выгоднее хранить на банковских счетах.
По данным Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО), с переходом Ozon на еженедельный график выплат средний срок нахождения денег продавцов на счетах маркетплейса вырос на 9 дней и достиг 24 дней. Член комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле при Минпромторге Руслан Волков подтвердил актуальность проблемы и, по собственным подсчетам, оценил увеличение среднего срока хранения средств на счетах Ozon с конца 2024 года с 15 до 27 дней.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что тенденция характерна для всего рынка — период отсрочки платежа с начала 2025 года в среднем продлен на неделю. Увеличение сроков выплат зафиксировано и у другого крупного игрока — Wildberries. Если в начале прошлого года деньги поступали продавцам в среднем через 5 дней после доставки товара, то сейчас этот срок вырос до 19 дней, говорит Руслан Волков.
В Ozon поясняют, что еженедельный график позволяет селлерам быстрее получать и реинвестировать средства в бизнес. Кроме того, временной промежуток между расчетным периодом и датой выплат необходим для учета возвратов и обеспечения расчетов с зарубежными контрагентами. При этом продавцы могут воспользоваться опцией досрочного вывода денег, но за дополнительную плату в размере 1,19-3,49% от суммы.
Эксперты считают, что увеличение сроков выплат продиктовано желанием маркетплейсов нарастить собственные оборотные средства, которые в условиях высоких ставок по депозитам выгоднее держать на банковских счетах. Кроме того, такой подход стимулирует продавцов активнее пользоваться платными услугами площадок по досрочному выводу денег. В то же время представители бизнеса предупреждают, что рост издержек из-за увеличения сроков оборачиваемости средств в конечном итоге будет закладываться в стоимость товаров для покупателей.
Юристы отмечают сложность оспаривания действий маркетплейсов в суде, поскольку площадки вправе менять условия договоров в одностороннем порядке. Для доказательства недобросовестности компаний потребуются весомые аргументы. Кроме того, маркетплейсы не открывают специальных счетов для продавцов — все средства поступают в собственность площадки, а у селлеров остается лишь право требования.
В целом эксперты видят в сложившейся ситуации признаки нарастающего конфликта интересов между маркетплейсами и продавцами. Бизнес все чаще выражает недовольство политикой площадок, которая, по мнению селлеров, ущемляет их права и негативно сказывается на финансовых показателях. В то же время маркетплейсы стремятся оптимизировать собственные расходы и увеличить доходы в условиях ужесточающейся конкуренции на рынке электронной торговли.
Японский автопроизводитель Mazda не направлял запросов на реализацию опциона в ГК «Соллерс» и в октябре…
Мошенники в преддверии «Черной пятницы» и «Киберпонедельника» создают фиктивные интернет-магазины и одностраничные сайты, имитирующие ресурсы…
Компания OpenAI заключила соглашение с Amazon Web Services о приобретении вычислительных мощностей на сумму $38…
Министерство туризма Венесуэлы отмечает увеличение потока российских туристов, посещающих республику. С августа 2025 года число…
Россия и Вьетнам рассматривают возможность налаживания прямого железнодорожного сообщения через территорию Китая и Монголии. Эту…
Соединенные Штаты намерены в течение двух лет минимизировать зависимость от поставок редкоземельных металлов из Китая.…