Российские маркетплейсы изменили график выплат селлерам

Российские продавцы столкнулись с увеличением сроков выплат за товары, реализованные через крупнейшие маркетплейсы. Если раньше процесс занимал 9-15 дней, то сейчас он вырос до 24-27 дней. Эксперты полагают, что интернет-площадки таким образом стремятся подтолкнуть селлеров активнее пользоваться платной услугой по досрочному выводу средств, а также получить дополнительные оборотные средства, которые в условиях высоких ставок по вкладам выгоднее хранить на банковских счетах.
По данным Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО), с переходом Ozon на еженедельный график выплат средний срок нахождения денег продавцов на счетах маркетплейса вырос на 9 дней и достиг 24 дней. Член комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле при Минпромторге Руслан Волков подтвердил актуальность проблемы и, по собственным подсчетам, оценил увеличение среднего срока хранения средств на счетах Ozon с конца 2024 года с 15 до 27 дней.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что тенденция характерна для всего рынка — период отсрочки платежа с начала 2025 года в среднем продлен на неделю. Увеличение сроков выплат зафиксировано и у другого крупного игрока — Wildberries. Если в начале прошлого года деньги поступали продавцам в среднем через 5 дней после доставки товара, то сейчас этот срок вырос до 19 дней, говорит Руслан Волков.
В Ozon поясняют, что еженедельный график позволяет селлерам быстрее получать и реинвестировать средства в бизнес. Кроме того, временной промежуток между расчетным периодом и датой выплат необходим для учета возвратов и обеспечения расчетов с зарубежными контрагентами. При этом продавцы могут воспользоваться опцией досрочного вывода денег, но за дополнительную плату в размере 1,19-3,49% от суммы.
Эксперты считают, что увеличение сроков выплат продиктовано желанием маркетплейсов нарастить собственные оборотные средства, которые в условиях высоких ставок по депозитам выгоднее держать на банковских счетах. Кроме того, такой подход стимулирует продавцов активнее пользоваться платными услугами площадок по досрочному выводу денег. В то же время представители бизнеса предупреждают, что рост издержек из-за увеличения сроков оборачиваемости средств в конечном итоге будет закладываться в стоимость товаров для покупателей.
Юристы отмечают сложность оспаривания действий маркетплейсов в суде, поскольку площадки вправе менять условия договоров в одностороннем порядке. Для доказательства недобросовестности компаний потребуются весомые аргументы. Кроме того, маркетплейсы не открывают специальных счетов для продавцов — все средства поступают в собственность площадки, а у селлеров остается лишь право требования.
В целом эксперты видят в сложившейся ситуации признаки нарастающего конфликта интересов между маркетплейсами и продавцами. Бизнес все чаще выражает недовольство политикой площадок, которая, по мнению селлеров, ущемляет их права и негативно сказывается на финансовых показателях. В то же время маркетплейсы стремятся оптимизировать собственные расходы и увеличить доходы в условиях ужесточающейся конкуренции на рынке электронной торговли.
Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.
Похожие материалы:
- ДНР подписала 20 инвестиционных соглашений на сумму 53 млрд рублей
- ФАС требует установить бесплатные источники воды в российских аэропортах
- Юрист Александр Хаминский выявил способы обмана граждан через SMS-коды
- Маркетплейсы лишатся права менять цены товаров без согласия продавцов
- В Петербурге создают первое производство CAR-T-терапии против рака
- Речные круизы переживают бум спроса несмотря на высокие цены
- Азовско-Черноморские курорты планируют принять 26 млн туристов к 2030 году
- Пермские туристы осваивают длительные круизы по рекам и озерам России