Российские здравницы фиксируют значительный рост интереса со стороны молодежи, что кардинально меняет традиционные представления о санаторно-курортном отдыхе. Доля посетителей в возрастной группе от 18 до 35 лет достигла 15 процентов от общего потока гостей, а в отдельных санаториях молодые люди составляют половину всех отдыхающих.
Особенно заметную динамику демонстрирует самая юная категория клиентов здравниц. Среди россиян 18-25 лет количество желающих провести отпуск в санатории увеличилось на 1,5 процента. Рост цен на санаторные путевки в текущем сезоне на 15-25 процентов в зависимости от региона не снижает привлекательности такого формата отдыха для молодого поколения.
«Молодежь стала более осознанной в вопросах здоровья и качества жизни. Если раньше санаторий ассоциировался со столовой, пирожками и котлетами, старшим поколением, то сегодня это пространство здорового образа жизни, перезагрузки и обновления», — отметила генеральный директор санатория «Алтайский замок» Татьяна Петрова.
Изменение отношения к санаторному отдыху связано с трансформацией жизненных приоритетов современной молодежи. Для многих россиян такой формат становится способом дистанцироваться от информационного шума, цифровых технологий и повседневного стресса.
Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гостиничного и туристического менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Роман Гареев подтверждает кардинальную смену подходов к восприятию здравниц. «Изменились приоритеты поколения Z и миллениалов — на первый план выходит wellness-подход с акцентом на ментальное здоровье, детокс и осознанный отдых», — пояснил эксперт.
Представители санаторной индустрии выделяют три основных запроса молодой аудитории. Первый касается комплексного восстановления эмоционального состояния, включая борьбу со стрессом, хронической усталостью и нарушениями сна. Второй связан с желанием перезагрузки — возможностью отключиться от цифрового потока и ежедневной суеты. Третий направлен на детоксикацию организма через специальное питание и оздоровительные процедуры.
Дополнительным фактором роста популярности здравниц эксперты называют ностальгические мотивы. Основатель сервиса Санатории-России.рф и член правления Национальной курортной ассоциации Евгений Терентьев объясняет этот феномен детскими воспоминаниями. Многие молодые люди в детстве посещали санатории вместе с родителями или старшими родственниками и теперь хотят самостоятельно оценить преимущества такого отдыха.
Терентьев связывает тенденцию также с развитием внутреннего туризма в России. «С увеличением количества поездок по России жители нашей страны, в том числе молодежь, все больше открывают для себя различные регионы, видят красоту, видят новые возможности, в том числе и в части оздоровления», — поделился эксперт.
В географических предпочтениях молодых туристов наблюдается стремление к относительной близости к месту постоянного проживания. Терентьев отмечает тенденцию выбора санаториев, расположенных в радиусе 300-500 километров от родного города, что позволяет добираться на автомобиле за короткое время.
Лидирующие позиции в рейтинге популярности занимают южные регионы страны. По данным коммерческого директора Sanatory.ru Александра Ермолаева, в топе продаж находятся Кавказские Минеральные Воды, Сочи и Новгородская область.
Подмосковье занимает особую нишу в структуре санаторно-курортного рынка. «Номерной фонд Московской области, именно количество мест в санаторно-курортных учреждениях в Подмосковье занимает четвертое место в Российской Федерации после Краснодарского края, Крыма и Ставропольского края», — подчеркнул Терентьев.
Критерии выбора санаториев молодежью существенно отличаются от предпочтений старших поколений. «Выбирают те объекты, которые предоставляют современные методы оздоровления и косметологические процедуры, например, детокс-туры или спа-туры», — констатирует Ермолаев. В поисковых фильтрах молодые пользователи чаще всего указывают запросы «спа», «питание» и «развлечения».
Терентьев дает более развернутую характеристику требований молодой аудитории к санаторным учреждениям. «Среди типов санаториев преобладают те, в которых есть СПА, хорошая косметология, хорошие природные условия, место для прогулок, для комфортного отдыха, с хорошей анимацией, вечерними программами. Если такие опции у объекта есть, то они гарантированно будут заполнены молодыми людьми», — считает эксперт.
Помимо spa-услуг молодежь проявляет интерес к спортивным возможностям, наличию тренажерных залов, программам вечерней анимации, развлекательным мероприятиям и бассейнам.
Экономические факторы также влияют на формат санаторного отдыха молодых россиян. Ермолаев отмечает сокращение продолжительности поездок, что связано с бюджетными ограничениями на фоне роста цен на 15-25 процентов в текущем сезоне.
Несмотря на сохраняющийся спрос, эксперт фиксирует изменения в динамике бронирования. Если в прошлом году к этому времени летние места в здравницах были полностью забронированы, то в 2025 году санатории предлагают скидки из-за неполной загрузки.
Источник: Российская газета
Власти Никарагуа объявили о планах масштабного внедрения российской платежной системы "Мир" на территории центральноамериканской республики…
Горнолыжный комплекс «Газпром Поляна» запустил разнообразную программу летних активностей, включающую более десятка видов развлечений для…
Российские специалисты по информационной безопасности зафиксировали рост числа мошеннических атак, направленных против самозанятых граждан. Злоумышленники…
Донецкая Народная Республика заключила два десятка инвестиционных соглашений на общую сумму почти 53 миллиарда рублей…
Федеральная антимонопольная служба России инициировала масштабную проверку ценовой политики в аэропортах страны и потребовала обеспечить…
Российские граждане столкнулись с появлением усовершенствованных мошеннических схем, направленных на получение конфиденциальных кодов из текстовых…