Categories: В России

В Госдуме разрабатывают комплексный закон по борьбе с буллингом в школах

Депутаты Государственной Думы готовят законопроект, направленный на защиту школьников от травли со стороны сверстников. Документ призван восполнить пробел в законодательстве и дать педагогам и родителям реальные инструменты борьбы с этой острой проблемой. Об этом в интервью «Газете.Ru» рассказал глава думского комитета по молодежной политике Артем Метелев.

По словам парламентария, закон впервые даст четкое юридическое определение буллинга. Им будут считаться умышленные действия, совершаемые три и более раз и причиняющие жертве физический или психологический вред. «То есть это когда человек регулярно оскорбляет ребенка, три раза и больше его оскорбил — это уже травля. Или его физически толкают, или, например, его рюкзак берут и разбрасывают его вещи три раза и более. Ну, то есть буллинг, он же разный», — пояснил Метелев.

Законопроект обяжет школы сообщать о всех случаях травли в полицию и ставить агрессоров на профилактический учет. Хулиганам могут назначить принудительные занятия с психологом или прикрепить к ним наставника для коррекции поведения. Таким образом, замалчивание проблемы станет невозможным, а обидчики получат шанс на перевоспитание.

Кроме того, закон предусматривает создание в учебных заведениях служб примирения, или медиации. В их работе наряду со специалистами будут участвовать прошедшие подготовку школьники-медиаторы. Аналогичные службы появятся в городских психологических и молодежных центрах, куда за помощью смогут обращаться родители.

Еще одной мерой станет возвращение в школьные дневники оценок за поведение, которые позволят фиксировать динамику проблемы. Кроме того, в школах внедрят специальные антибуллинговые программы — лекции, фильмы, обсуждения на тему травли. А педагоги пройдут подготовку по методам профилактики и борьбы с ней.

В то же время закон не предполагает введения штрафов или иных карательных санкций для хулиганов. Упор сделан именно на профилактику проблемы и перевоспитание трудных подростков. Однако добиться этого невозможно без активного вовлечения их семей, признает Метелев. И здесь пока остается открытым вопрос, как поступать, если родители отказываются сотрудничать со школой в решении проблемы.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты горячо приветствуют появление закона о противодействии буллингу, отмечая, что он, безусловно, повысит внимание общества к этой острой проблеме. «Такой закон просто необходим, ведь травля очень часто приводит к тяжелым последствиям для жертв», — убеждена детский психолог Наталья Наумова.

По ее словам, закрепление проблемы на законодательном уровне, наконец, развеет иллюзии тех школ и родителей, которые до сих пор предпочитают отрицать само существование буллинга. А своевременное вмешательство полиции способно остановить агрессора и предотвратить худшее. «Если привлекается полиция, то, как правило, на детей это производит сильное впечатление. С одной стороны, это пугает, а с другой стороны, останавливает от более серьезных поступков», — отмечает психолог.

При этом специалисты подчеркивают, что корни проблемы травли зачастую кроются в неправильном поведении самих учителей, порой унижающих учеников, или семейном неблагополучии агрессоров. По наблюдениям Натальи Наумовой, толчком к буллингу нередко становится негативный пример педагога, который при всем классе высмеивает неудачи отстающего ребенка.

«Особенно ярко это проявляется в начальной школе, — рассказывает она. — Много обращений от родителей о случаях, когда, например, учитель при всем классе говорит: «Вот, посмотрите, какую мазню написал Алеша, какую ерунду нарисовала Катя». И начинается травля. Так детям показывают, что над кем-то можно издеваться».

С этим согласна и молодая учительница московской школы Ирина. В беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» она призналась, что ей самой приходилось пресекать ростки травли уже в третьем классе. «В моем классе пытались обидеть одного мальчика, занизить его самооценку. Зачинщик был из неблагополучной семьи, типичный будущий хулиган», — вспоминает педагог. Однако после серьезного разговора с ней он прекратил нападки на одноклассника.

По мнению Ирины, закон о буллинге, безусловно, не будет лишним. Однако решающую роль в профилактике проблемы должны играть не полицейские, а школьные психологи и сами учителя. «Лучше пусть введут закон, что нельзя оскорблять учителей, нельзя газлайтить учителей… Это мое мнение исключительно, но нужно больше уважать учителей, учительский труд», — считает она.

Таким образом, готовящийся депутатами закон призван стать важным, но далеко не исчерпывающим шагом в борьбе со школьной травлей. Не менее важной остается и постоянная воспитательная работа по утверждению принципов взаимного уважения и толерантности среди детей и взрослых. Ведь искоренить буллинг, увы, не способен и самый совершенный закон.

admin

Recent Posts

Мошенники атакуют школьников и родителей под видом обновления «Сферума»

Мошенники изобретают все новые схемы обмана, на этот раз они взялись за школьников и их…

1 день ago

Минспорт РФ приобрел онлайн-платформу «Мой спорт» для интеграции с ГИС «Спорт»

Министерство спорта РФ стало владельцем онлайн-платформы «Мой спорт», разработанной инвестиционной группой Volga Group предпринимателя Геннадия…

1 день ago

Глава Минстроя РФ призвал застройщиков заморозить цены на фоне господдержки

Средняя распроданность жилья в России на январь 2025 года составляет 31%. Об этом сообщил министр…

1 день ago

В России купили шубу из соболя за рекордные 34 миллиона рублей

Самым дорогим меховым изделием, проданным в России в 2024 году, стала шуба из соболя стоимостью…

1 день ago

Россия вошла в топ-5 мировых лидеров по производству сурими из минтая

По итогам 2024 года российские рыбаки увеличили производство сурими из минтая на 47%, достигнув показателя…

1 день ago

Названы российские регионы с самыми короткими сроками накопления на частный дом

Аналитики компании "Мир квартир" подсчитали, в каких регионах России быстрее всего можно накопить на покупку…

1 день ago