Categories: В России

В Госдуме разрабатывают комплексный закон по борьбе с буллингом в школах

Депутаты Государственной Думы готовят законопроект, направленный на защиту школьников от травли со стороны сверстников. Документ призван восполнить пробел в законодательстве и дать педагогам и родителям реальные инструменты борьбы с этой острой проблемой. Об этом в интервью «Газете.Ru» рассказал глава думского комитета по молодежной политике Артем Метелев.

По словам парламентария, закон впервые даст четкое юридическое определение буллинга. Им будут считаться умышленные действия, совершаемые три и более раз и причиняющие жертве физический или психологический вред. «То есть это когда человек регулярно оскорбляет ребенка, три раза и больше его оскорбил — это уже травля. Или его физически толкают, или, например, его рюкзак берут и разбрасывают его вещи три раза и более. Ну, то есть буллинг, он же разный», — пояснил Метелев.

Законопроект обяжет школы сообщать о всех случаях травли в полицию и ставить агрессоров на профилактический учет. Хулиганам могут назначить принудительные занятия с психологом или прикрепить к ним наставника для коррекции поведения. Таким образом, замалчивание проблемы станет невозможным, а обидчики получат шанс на перевоспитание.

Кроме того, закон предусматривает создание в учебных заведениях служб примирения, или медиации. В их работе наряду со специалистами будут участвовать прошедшие подготовку школьники-медиаторы. Аналогичные службы появятся в городских психологических и молодежных центрах, куда за помощью смогут обращаться родители.

Еще одной мерой станет возвращение в школьные дневники оценок за поведение, которые позволят фиксировать динамику проблемы. Кроме того, в школах внедрят специальные антибуллинговые программы — лекции, фильмы, обсуждения на тему травли. А педагоги пройдут подготовку по методам профилактики и борьбы с ней.

В то же время закон не предполагает введения штрафов или иных карательных санкций для хулиганов. Упор сделан именно на профилактику проблемы и перевоспитание трудных подростков. Однако добиться этого невозможно без активного вовлечения их семей, признает Метелев. И здесь пока остается открытым вопрос, как поступать, если родители отказываются сотрудничать со школой в решении проблемы.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты горячо приветствуют появление закона о противодействии буллингу, отмечая, что он, безусловно, повысит внимание общества к этой острой проблеме. «Такой закон просто необходим, ведь травля очень часто приводит к тяжелым последствиям для жертв», — убеждена детский психолог Наталья Наумова.

По ее словам, закрепление проблемы на законодательном уровне, наконец, развеет иллюзии тех школ и родителей, которые до сих пор предпочитают отрицать само существование буллинга. А своевременное вмешательство полиции способно остановить агрессора и предотвратить худшее. «Если привлекается полиция, то, как правило, на детей это производит сильное впечатление. С одной стороны, это пугает, а с другой стороны, останавливает от более серьезных поступков», — отмечает психолог.

При этом специалисты подчеркивают, что корни проблемы травли зачастую кроются в неправильном поведении самих учителей, порой унижающих учеников, или семейном неблагополучии агрессоров. По наблюдениям Натальи Наумовой, толчком к буллингу нередко становится негативный пример педагога, который при всем классе высмеивает неудачи отстающего ребенка.

«Особенно ярко это проявляется в начальной школе, — рассказывает она. — Много обращений от родителей о случаях, когда, например, учитель при всем классе говорит: «Вот, посмотрите, какую мазню написал Алеша, какую ерунду нарисовала Катя». И начинается травля. Так детям показывают, что над кем-то можно издеваться».

С этим согласна и молодая учительница московской школы Ирина. В беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» она призналась, что ей самой приходилось пресекать ростки травли уже в третьем классе. «В моем классе пытались обидеть одного мальчика, занизить его самооценку. Зачинщик был из неблагополучной семьи, типичный будущий хулиган», — вспоминает педагог. Однако после серьезного разговора с ней он прекратил нападки на одноклассника.

По мнению Ирины, закон о буллинге, безусловно, не будет лишним. Однако решающую роль в профилактике проблемы должны играть не полицейские, а школьные психологи и сами учителя. «Лучше пусть введут закон, что нельзя оскорблять учителей, нельзя газлайтить учителей… Это мое мнение исключительно, но нужно больше уважать учителей, учительский труд», — считает она.

Таким образом, готовящийся депутатами закон призван стать важным, но далеко не исчерпывающим шагом в борьбе со школьной травлей. Не менее важной остается и постоянная воспитательная работа по утверждению принципов взаимного уважения и толерантности среди детей и взрослых. Ведь искоренить буллинг, увы, не способен и самый совершенный закон.

admin

Recent Posts

США планируют за два года снизить зависимость от китайских редкоземов

Соединенные Штаты намерены в течение двух лет минимизировать зависимость от поставок редкоземельных металлов из Китая.…

21 час ago

Россияне выбрали культурный отдых и цифровой детокс на ноябрьские праздники

Культурные развлечения, гастрономия, цифровой детокс, отдых на природе и так называемый сонный туризм стали приоритетными…

21 час ago

Госдолг Великобритании утроился за 20 лет и достиг 100% ВВП

Уровень государственного долга Великобритании увеличился в три раза с 2005 по 2025 год, что представляет…

21 час ago

МВД предупредило о новой схеме мошенников с звонками от бухгалтера

Мошенники начали использовать новую схему выманивания личных данных россиян, представляясь бухгалтерами муниципальных образований. Об этом…

22 часа ago

Сочи возглавил рейтинг популярных направлений на Черном море осенью

31 октября отмечается Международный день Черного моря — дата, призванная напомнить о значении экосистемы одного…

22 часа ago

Старейшая экотропа Северной Осетии открылась после реконструкции

Старейший экологический маршрут Северной Осетии, ведущий к водопаду Шагацикомдон в Цейском ущелье, открылся после масштабного…

22 часа ago