Российская машиностроительная отрасль состоит из нескольких практически не пересекающихся друг с другом направлений. В каждом из них доминируют несколько компаний, которые делят рынок между собой. В последнее время отрасль находится на подъеме. Растет спрос на технику; многие заводы, простаивавшие без работы, сегодня обеспечены долгосрочными заказами. А эксперты пророчат акциям машиностроительных компаний стабильный рост сегодня и хорошие перспективы в будущем.
Всю отрасль можно разделить на несколько основных направлений: автомобилестроение, судостроение, вертолетостроение, авиастроение и ряд других. Остановимся на каждой из них отдельно.
На протяжении последних лет отечественный автомобильный рынок демонстрирует бурный рост. В 2006 году Россия вышла на пятое место среди европейских стран по объему рынка и на первое – по темпам его роста. По итогам прошлого года отечественный рынок поднялся еще на одну ступень вверх, обогнав внутренний автомобильный рынок Франции и тем самым подтвердив звание одного из самых динамичных и быстрорастущих в мире. Все ниши российского автомобильного рынка заняты четырьмя компаниями. Производство легковых автомобилей контролируют АВТОВАЗ и «SOLLERS» (бывшая «Северсталь-Авто»), грузовой техники – группа ГАЗ и КАМАЗ.
АВТОВАЗ является крупнейшим производителем легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Компания «SOLLERS», созданная в свое время металлургическим гигантом «Северсталь», занимается сборкой российских машин и иномарок и является ведущим отечественным производителем автомобильных двигателей. Группа ГАЗ покрывает все основные сегменты автомобильного рынка, кроме того, компания производит дорожную технику, а также двигатели и аппаратуру для дизельных двигателей. КАМАЗ является самым крупным в России и одним из крупнейших в мире производителем грузовых автомобилей и дизельных двигателей.
Прошедший год был весьма удачным для инвесторов, вложивших свои средства в акции автомобилестроительных компаний. По итогам 2007 года бумаги автопроизводителей продемонстрировали сильный рост, опережающий среднерыночную динамику. Так, акции АВТОВАЗа за год выросли на 193%, КАМАЗа – на 140%, группы ГАЗ – на 68%, компании «SOLLERS» – на 62%.
По мнению аналитиков, 2007 год стал переломным для большинства автомобилестроительных компаний. Они начали реализовывать разработанные ранее стратегии и весьма результативно вели укрепление своей конкурентоспособности. Группа ГАЗ завершила реформирование и практически полностью разработала модельную политику компании, «SOLLERS» расширила сотрудничество с Isuzu и Fiat, АВТОВАЗ определился с выбором стратегического инвестора, которым стал французский автогигант Renault. Благодаря всем этим факторам, а также планируемому IPO КАМАЗа, акции автомобилестроительной отрасли в текущем и следующем годах имеют довольно хорошие перспективы. И, по прогнозам экспертов, продолжат свой рост.
Во времена СССР практически основным видом деятельности российских судостроителей было строительство военно-морских кораблей. Сегодня отечественные верфи работают в трех направлениях. Это производство судов для ВМФ, ТЭК и гражданского флота. Наибольшее внимание в секторе привлекают две компании – Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) и Амурский судостроительный завод (АСЗ). ВСЗ занимается строительством судов малого и среднего тоннажа и буровых платформ для разработки морских шель-фовых месторождений. АСЗ производит крейсера и эсминцы, транспортные суда, доки и плавучие базы, а также атомные и дизельные подводные лодки.
Надо сказать, что по итогам 2007 года акции АСЗ подешевели в 1,05 раза, ВСЗ – в 2,4 раза. Однако в текущем году бумаги заводов, по мнению аналитиков, должны пойти вверх. Росту акций Выборгского судостроительного завода будет, в частности, способствовать то, что «Газпром» и «Роснефть» серьезно занялись освоением континентального шельфа России и намерены потратить более 150 млрд долларов на закупку необходимой техники. В конце 2007 года Выборгский судостроительный завод подписал контракт с «Газпромом» на строительство двух плавучих буровых установок для работ на Штокмановском газоконденсатном месторождении общей стоимостью 58 млрд рублей.
Деятельность российских вертолетных заводов контролирует госхолдинг «Оборонпром». Ему принадлежат крупные пакеты акций в капитале заводов, и он координирует деятельность предприятий, распределяет заказы и участвует в международных тендерах. Основные активы Оборонпрома – это вертолетные заводы: Казанский вертолетный завод (КВЗ), Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ), ОАО «Росвертол» и Московский вертолетный завод (МВЗ) им. М. Л. Миля.
КВЗ является крупнейшим из серийных вертолетостроительных заводов по объему производства и единственным производителем, имеющим собственное конструкторское бюро. Традиционный конкурент КВЗ на зарубежном рынке – У-УАЗ. Этот завод является единственным предприятием в России, способным производить как вертолеты, так и самолеты. ОАО «Роствертол» обладает самой широкой линейкой перспективных моделей вертолетов. А МВЗ им. М. Л. Миля занимается научными исследованиями и разработками в области вертолетостроения и модернизацией вертолетов, произведенных на других заводах.
В 2007 году акции заводов топтались на месте. Однако в текущем и следующем годах российские производители вертолетов, по мнению экспертов, имеют все шансы воспользоваться ростом мирового рынка и увеличить свою долю на нем. А сотрудничество с иностранными специалистами в области гражданского вертолетостроения позволит сократить сроки вывода новых конкурентоспособных моделей на рынок. Аналитики считают, что наиболее интересными инвестиционными инструментами являются акции ОАО «Росвертол», КВЗ, а также МВЗ им. М. Л. Миля.
В последние годы государство всерьез взялось за подъем авиастроения. Для этого по указу президента РФ от 20 февраля 2006 года была создана Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Ее целями являются консолидация российских самолетостроительных организаций и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке. Надо сказать, что изменения, происходящие в секторе, настолько обширны, что для их описания не хватит и нескольких больших статей. В этой связи ограничимся лишь кратким рассказом об основных игроках авиапрома, а конкретно — о научно-производственной корпорации (НПК) «Иркут», Нижегородском авиастроительном заводе (НАЗ) «Сокол», ОАО «Туполев».
НПК «Иркут» объединяет ряд ведущих российских производителей и разработчиков авиационной техники. Основным направлением работы предприятия является выпуск истребителей семейства СУ и самолета-амфибии Бе-200. Интересно, что НПК «Иркут» — чуть ли не единственная российская авиастроительная компания, которая публикует отчетность по международным стандартам. Это, безусловно, добавляет ей инвестиционной привлекательности. НАЗ «Сокол» занимается выпуском истребителей МиГ, а также легких пассажирских лайнеров. ОАО «Туполев» разрабатывает широкий спектр гражданских моделей самолетов.
Из-за реформирования отрасли и процесса создания ОАК акции авиапроизводителей, как и вертолетных заводов, в течение прошлого года оставались на одном месте. Но уже сегодня заводы обеспечены заказами. И можно с определенной долей уверенности утверждать, что акции авиастроителей имеют хороший потенциал для будущего роста.
Автор: Александр ГРЕБНЕВ
Круизные поезда становятся всё более востребованным видом путешествий по России, сообщила советник президента Российского союза…
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил о планах правительства внести изменения в законодательство, касающееся предоставления рассрочки…
Министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью телеканалу "Россия-24" заверил, что программа семейной ипотеки полностью…
Группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым…
Сеть строительных гипермаркетов "OBI Россия" планирует начать продажи своих товаров на маркетплейсе Ozon, используя для…
Современные мошенники все чаще прибегают к гибридным методам воздействия на потенциальных жертв, сочетая традиционные приемы…