Alibaba и сорок «ярдов»


Грядущее IPO китайского интернет гиганта Alibaba может пройти успешнее, чем у Facebook.

«Стоимость этой компании может превысить 100 миллиардов долларов США», «Это IPO войдет в историю» — возможно, вы видели подобные заголовки полгода назад перед размещением акций Facebook на американской фондовой бирже Nasdaq. И вот они вновь появились, но в этот раз внимание их авторов обращено на Восток. Будущее IPO китайского гиганта электронной коммерции Alibaba уже вызывает не меньший интерес у инвесторов и широкой публики, хотя ждать его еще как минимум несколько месяцев.

В целом Facebook не оправдал возложенных на него ожиданий — на середину июня текущего года его капитализация составляла «лишь» 55 млрд долларов, а стоимость акции упала более чем на 50% по сравнению с ценой IPO. Многие эксперты полагают, что с Alibaba все будет иначе — у компании намного более понятная бизнес-модель и лидирующие позиции на самом динамичном рынке интернет-коммерции в мире. Официально дата IPO еще не объявлена, но источники, близкие к компании, говорят, что оно намечено на конец 2013 — начало 2014 года. В мае в Китае уже отметились азиатские директора всех крупнейших банков, специализирующихся на подготовке компаний к IPO: на кону стоят несколько сотен миллионов долларов, которые будут поделены между будущими андеррайтерами. Goldman Sachs даже согласился выдать Alibaba кредит в размере 500 млн долларов в рамках 8 млрд займа, очевидно, в расчете на будущие преференции. В общем, сейчас самое время присмотреться к Alibaba.


Перемены перед

В мае прошлого года в Alibaba сменилось руководство. Основатель и бессменный CEO холдинга Джек Ма уступил место другому ветерану компании — Джонатану Лу. «Я стал слишком стар для интернет-бизнеса», — заявил г-н Ма в ответ на вопросы журналистов, отметив, что теперь он собирается заниматься вопросами охраны окружающей среды. Впрочем, мало кто сомневается, что именно Ма будет определять стратегическое направление развития компании в ближайшие годы — ему принадлежат 7,4% акций холдинга (Forbes оценивает состояние Ма в 3,4 млрд долларов), и он остается его президентом.

В истории Alibaba уже было одно IPO (в 2007 году акции портала Alibaba.com были размещены на Гонконгской фондовой бирже) — тогда компания установила рекорд для китайского интернет-рынка. Акции торговались в Гонконге пять лет, после чего в начале 2012 года материнский холдинг Alibaba Group решился на делистинг, и в июне компания выкупила акции по цене IPO с премией 35% к цене в последний день торгов. «Первые месяцы после IPO акции торговались очень хорошо, однако после финансового кризиса их стоимость резко упала и так и не вернулась на прежний уровень», — говорит Вильям Леунг, биржевой аналитик Haitong Securities.

В декабре этого года в структуре Alibaba произошло еще одно очень важное изменение — китайские акционеры выкупили половину доли компании Yahoo!, которая приобрела 40% Alibaba в 2003 году. А иностранные акционеры долгое время были главной головной болью Джека Ма (до 2012 года более 70% Alibaba Group было под контролем двух крупнейших акционеров — Yahoo! и японского Softbank). Это вызывало недовольство китайских регуляторов, которым не нравилось явное доминирование компании с мажоритарными иностранными акционерами в синете (китайской части интернета). Alibaba даже пришлось вывести свою основную платежную систему Alipay из структуры холдинга, чтобы избежать возможных проблем. Это, кстати, вызвало публичный конфликт с Yahoo!, которой не понравился вывод перспективных активов.

Переговоры между Джеком Ма и менеджментом Yahoo! шли больше года, и в конце концов американская компания согласилась уступить 20% акций Alibaba за 7 млрд долларов, таким образом оценив всю компанию в 35 млрд. «Это очень консервативная оценка Alibaba, я думаю, что цена по результатам IPO будет выше, не менее 40 миллиардов», — считает Дэвид Лам, аналитик китайской исследовательской компании I Research.

Согласно нынешнему соглашению с Yahoo!, Alibaba имеет право выкупить остальные акции по цене IPO, если оно пройдет до декабря 2015 года. Видимо, эту дату стоит считать крайним сроком возможного размещения, хотя большинство аналитиков склоняются к тому, что оно случится намного раньше.


Быть везде

Большинство аналитиков прогнозируют будущую стоимость Alibaba в пределах между 60 млрд и 120 млрд долларов, склоняясь к нижней границе коридора. «Помня ситуацию с Facebook, а также не самый успешный опыт листинга в Гонконге Alibaba.com, Джек Ма, вероятно, не будет слишком рисковать и скорее оценит компанию с небольшим дисконтом, нежели позволит ей потерять в стоимости в первые дни торгов», — говорит Гордон Чан, известный гонконгский эксперт по экономике Китая.

Cо стороны Alibaba выглядит действительно весьма привлекательно. Сегодня в структуру холдинга входят несколько проектов, занимающих лидирующие позиции в своих нишах. Помимо собственно Alibaba.com (ведущий портал B2B; по данным Guosen Securities, ежегодно здесь продается товаров на 180 млрд долларов) это Taobao (C2C — розничная интернет-торговля, безусловный лидер на рынке), Tmall (ведущий B2C-портал), Etao (поисковая товарная система), Aliyun (операционная система для сотовых телефонов) и Alipay (ведущая платежная интернет-система).

Однако в последние месяцы Alibaba активно инвестирует в смежные сектора, причем новости о проектах поступают чуть ли не каждую неделю. В конце зимы компания выпустила собственную операционную систему для смартфонов Aliyun. Весной Alibaba договорилась о покупке 18% акций главного китайского сервиса микроблогов Sina Weibo. В конце мая Alibaba вместе с другими инвесторами объявила о создании новой компании Cainiao Network Technology, которая займется выстаиванием логистических цепочек внутри КНР (общий объем инвестиций в этот проект оценивается почти в 50 млрд долларов). Главная цель проекта — создание эффективной и действующей 24-часовой системы доставки по всему Китаю. 4 июня Alibaba завершила сделку по приобретению музыкального сервиса Xiami, который был немедленно интегрирован в структуру Taobao. Наконец, в начале июня стало известно, что шанхайская компания ZTE выиграла тендер на строительство оптиковолоконной сети, по которой будет проходить бо́льшая часть всех транзакций в системе Alibaba.

Интернет не вынесет двоих?

Бурная активность Alibaba вызвана растущей конкуренцией в китайском интернете, в котором у холдинга есть очень мощный соперник, традиционно работавший в других нишах, но в последнее время все активнее присматривающийся к интернет-торговле. Tencent — владелец самого популярного в Китае мобильного и интернет-мессенджера, а также ряда других коммуникативных сервисов (в том числе стремительно набирающего популярность Wechat), активно экспериментирует в области электронной коммерции, за последний год его доходы от подобной деятельности выросли на 154%. Очевидно, что уже очень скоро поле электронной коммерции и социальных медиа станет единым, и Alibaba и Tencent станут прямыми конкурентами.

Отдать явное преимущество одному из них сегодня затруднительно, но легкой жизни у Alibaba точно не будет. Tencent держит в кулаке сотни миллионов китайских пользователей, пока он продает им в основном аватарки и прочие виртуальные товары внутри социальных сетей, но эту же систему можно легко использовать и для реальных покупок. Правда, Alibaba также пытается играть на поле Tencent — в частности, именно на это направлена покупка 18% микроблогингового сервиса Sina Weibo, но потеснить в этой области Tencent ей вряд ли удастся.

Основная борьба в ближайшие пару лет будет идти за мобильных пользователей: большинство китайцев уже выходят в интернет не с компьютеров, а с сотовых телефонов. И здесь у Alibaba тоже не все в порядке. Изначально мобильная система Aliyun должна была быть презентована еще в сентябре прошлого года на смартфонах Acer и нескольких других популярных компаний, однако под давлением Google большинство производителей отказались от поддержки Aliyun.

«На месте Джека Ма я провел бы IPO побыстрее, пока Tencent еще не начала по-настоящему заниматься электронной коммерцией, что может сделать позиции Alibaba куда менее привлекательными в глазах иностранных инвесторов», — полагает Гордон Чан. Если Alibaba последует этому совету, то прикупить себе часть китайского интернет-гиганта можно будет уже в начале следующего года.


Автор: Марк Завадский
Источник: «Эксперт» №24 (855)

admin

View Comments

  • Китайский интернет-гигант Alibaba готовится к IPO, который может превзойти успех Facebook. Компания имеет понятную бизнес-модель и лидирующие позиции на рынке интернет-коммерции в мире. Дата IPO еще не объявлена, но уже есть заявки на подготовку компании к размещению акций, а Goldman Sachs выдал кредит на 500 млн долларов. После смены руководства в 2019 году, компания продолжает успешно развиваться и привлекать внимание инвесторов.

Recent Posts

МСП Банк и ФРТ запустили программу дешевых кредитов для бизнеса в новых регионах

МСП Банк, дочерняя структура Корпорации МСП (КМСП), начал реализацию программы льготного кредитования малого и среднего…

11 часов ago

Пойсик: санкции против Газпромбанка ставят Молдавию на грань газового кризиса

Введенные США санкции против Газпромбанка могут привести к прекращению поставок российского газа в Молдавию накануне…

11 часов ago

Несмотря на санкции, россияне стали больше тратить на зарубежные товары

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые три квартала 2024 года российские потребители израсходовали…

11 часов ago

Биржи Казахстана и Армении открывают новые горизонты для инвесторов из России

В условиях санкционных ограничений и девальвации рубля российские инвесторы ищут возможности для диверсификации портфелей по…

12 часов ago

Поставки фруктов из КНР помогают России компенсировать снижение урожая

По данным государственного таможенного управления (ГТУ) КНР, Китай существенно нарастил поставки яблок и груш в…

12 часов ago

ПСБ возобновил выдачу ипотеки по программе «Семейная ипотека» по ставке от 5,5%

Промсвязьбанк (ПСБ) объявил о возобновлении приема заявок на ипотечные кредиты в рамках государственной программы "Семейная…

12 часов ago