В ближайшие три месяца Белому дому и Конгрессу предстоит договориться о секвестре бюджета.
Как и ожидалось большинством наблюдателей, американская администрация и законодатели отодвинулись от «фискального обрыва», однако не слишком далеко. Результатом недовольны практически все участники политического процесса. Несмотря на голливудские эффекты при принятии (ночные переговоры и голосование в Конгрессе в новогоднюю ночь и днем 1 января), сами соглашения носят временный характер и оставляют поле для активного торга и рыночной нервозности в ближайшие три месяца.
Массового повышения налогов и радикального секвестра бюджета, способных сорвать выход экономики США из рецессии, удалось избежать. Подоходный налог будет повышен только для домохозяйств с доходами свыше $450 тысяч в год, это верхние 2% налогоплательщиков. Для остальных ставки подоходного налога будут зафиксированы. Меньшими по объему будут и повышения ставок налога на наследство. При этом с 1 января перестает действовать сокращение на 2 п.п. налога на социальное страхование, который платят практически все работающие американцы: достаточно регрессивного (что необходимо для поддержания стабильности местной пенсионной системы). В результате, для среднего работника повышение налогов составит около $800 в год.
Теперь у администрации есть три вопроса, которые надо решать одновременно. Во-первых, это повышение предела государственного долга, поскольку согласованная в 2011 году граница была пройдена в конце 2012 года. Во-вторых, это выбор до 27 февраля статей для сокращения расходов (это предусмотрено новогодними компромиссами), иначе начнется автоматический секвестр. В-третьих, временный бюджет, принятый еще в прошлом году, прекратит свое действие 27 марта и без новой бюджетной резолюции функционирование правительственных органов США может быть приостановлено. При этом, переговоры совпадают по времени с инаугурацией новой администрации 20 января и утверждением в должности нового министра финансов Джейкоба Лью (бывшего руководителя аппарата Белого дома), что несколько усложняет сам процесс.
Республиканское большинство в Палате представителей находится в сложном положении – новогодний компромисс был протащен через Конгресс с опорой на демократическое меньшинство с привлечением договороспособных республиканских сенаторов и примерно трети республиканской фракции в палате. Повторное сколачивание коалиции двух партий угрожает республиканцам расколом. Но без разумных компромиссов по бюджету существует риск негативных действий со стороны рейтинговых агентств. И это на фоне того, что положение в экономике медленно улучшается, рынок недвижимости ожил, штаты и муниципалитеты исполняют бюджеты достаточно хорошо (крупнейший по населению и размеру экономики штат Калифорния, сумевший преодолеть политические барьеры и повысить налоги, прогнозирует первый за семь лет профицит бюджета) и требуют меньше помощи, ФРС пока готова проводить мягкую монетарную политику.
Наиболее вероятный сценарий на ближайшие три месяца – активный, публичный и ожесточенный торг по всем трем вопросам. По вопросу госдолга, скорее всего, решение будет принято достаточно быстро и без использования экзотических мер (вроде отказа от обязательного утверждения предела госдолга Конгрессом или выпуска специальной платиновой супермонеты в триллион долларов для ее залога в ФРС). Ведь рейтинговые агентства не дремлют, а финансовый сектор достаточно влиятелен, чтобы объяснить риски даже технического дефолта. К тому же, Минфин обладает массой возможностей тянуть время.
По вопросу о секвестре бюджета, скорее всего, будут сделаны большие уступки республиканскому большинству – за счет уже исчерпавших себя антикризисных мер и маловажных статей, не имеющих сильных групп поддержки. Священные коровы военных расходов и дотаций фермерам (как прямых, так и через «талоны» на питание для бедных слоев населения) вряд ли тронут. Наиболее острая и важная битва будет идти за бюджет на 2012 финансовый год (точнее, его вторую половину) и за бюджет следующего — 2013 года. Рост расходов на здравоохранение, в том числе и в связи с вступлением в силу с 2014 года основных положений реформы системы медицинского страхования, и пенсионное обеспечение требует изменения структуры бюджета и укрепления доходной части. При этом повышение налоговых ставок для большинства американских налогоплательщиков политически маловероятно. Новый министр финансов опытнейший специалист по долгосрочному бюджетному планированию и, скорее всего, долгосрочная бюджетная реформа будет основной на повестке дня ближайшей пары лет.
Движения рынка (ставки по облигациям США остаются низкими, но выросли с середины года почти на 50 б.п. на снижении страхов и благодаря перетоку средств в более рискованные активы) показывают, что инвесторы достаточно позитивно смотрят на американские бюджетные перспективы, а доходности растут от «хорошей жизни», то есть роста спроса на рискованные активы. Разница в доходности облигаций США и наиболее качественных бумаг развивающихся рынков (например, России) близки к минимумам. Отползание крупнейшей экономики мира от «фискального обрыва» улучшило атмосферу на рынке, но в ближайшие месяцы новости из Вашингтона о ходе бюджетных и долговых переговоров будут двигать рынок, как большую часть прошлого года двигали новости из Афин, Брюсселя и Франкфурта.
Автор: Антон Табах, Старший аналитик по долговому рынку «Уралсиб Кэпитал»
Источник: www.forbes.ru
МСП Банк, дочерняя структура Корпорации МСП (КМСП), начал реализацию программы льготного кредитования малого и среднего…
Введенные США санкции против Газпромбанка могут привести к прекращению поставок российского газа в Молдавию накануне…
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые три квартала 2024 года российские потребители израсходовали…
В условиях санкционных ограничений и девальвации рубля российские инвесторы ищут возможности для диверсификации портфелей по…
По данным государственного таможенного управления (ГТУ) КНР, Китай существенно нарастил поставки яблок и груш в…
Промсвязьбанк (ПСБ) объявил о возобновлении приема заявок на ипотечные кредиты в рамках государственной программы "Семейная…