Москва слезает с бюджетной диеты

Рост социальных расходов на фоне снижения доходов заставит регионы в 2013 году вернуться на долговой рынок.

Сейчас в самом разгаре сезон обсуждения и одобрения региональных бюджетов на 2013 год, а также бюджетных прогнозов на 2014-2015 годы. Естественно, что ситуация в каждом регионе уникальна, но общие тенденции уже видны.

Во-первых, практически все регионы активно наращивают социальные расходы. На них легла тяжесть выполнения обещаний, данных на федеральном уровне — прежде всего, в ходе президентской кампании — по повышению зарплат учителям и медикам до средних по региону, повышению других социальных выплат. Понятно, что часть из этих обещаний будет выполнена за счет сокращения количества ставок, ремонтов, закупок нового оборудования, но в целом занятость в бюджетном секторе и так доведена в большинстве регионов до минимально приемлемых уровней. На укрупнении и централизации образовательных и медицинских услуг сэкономить не получится — это требует существенных разовых расходов. Расходы на содержание госаппарата во многих регионах стабилизируются при сокращении персонала, но все равно большого потенциала для экономии нет.

Во-вторых, практически у всех регионов сокращается доля безвозмездных перечислений (трансфертов) из федерального бюджета. Связано это с ужесточением политики центра и сокращением программ, по которым регионы получают трансферты.

В-третьих, дефициты бюджетов планируется покрывать преимущественно рыночными инструментами, банковскими кредитами и выпуском облигаций, часть регионов собирается активнее развивать программы гарантий. Остатки бюджетных кредитов, выданных в кризис, подлежат погашению в 2013-14 годах, и их рефинансирование также требует внимания региональных администраций.

Для некоторых регионов (Москва, Нижегородская и Белгородская области) проблемой стали изменения в порядке начисления налога на прибыль — в результате в этом и следующем году прогнозируется снижение сборов в абсолютных величинах. Доля налога на прибыль в налоговых доходах Москвы должна упасть с 43% до 37%, а доля доходов физических лиц вырасти с 38% до 45% с 2011-го по 2015 год.  Особенно сильно снижается доля доходов от нефтегазовых предприятий, зарегистрированных в Москве: с 17% в 2011-м до 5,4% через три года. Если в этом году сборы от налога на прибыль росли двузначными темпами, особенно в сырьевых регионах, то следующий год вряд ли будет настолько урожайным. Опорой бюджетов все больше и больше становятся менее подвижные налоги на доходы физических лиц и разного рода акцизы и пошлины.

По сравнению с другими регионами Москва, пожалуй, переживает наибольшую трансформацию. Два года назад новая администрация получила профицитный бюджет, раздутые доходы, остатки на счетах почти в полтриллиона рублей. На время аудита и ревизии инвестиционных программ были сокращены как капитальные расходы, так и заимствования, столичный долг сокращался. Фактически Москва была посажена на строгую бюджетную диету с целью сократить расходы без потери качества социальных программ, в том числе за счет накоплений. Но на следующие три года запланированы амбициозные программы развития транспорта при существенном дефиците бюджета (запланирован дефицит порядка 200 млрд рублей в ближайшие три года). Ежегодно планируется привлекать 115-117 млрд рублей, а остатки на счетах должны упасть до 70 млрд рублей.

Возобновление заимствований и их формат может оказать существенное влияние на рынок облигаций. Москва не выходит на него с 2010 года, а когда-то была крупнейшим заемщиком. Московская область — пример другого типа трансформации: за счет роста доходов долговая нагрузка сокращается уже третий год, но, когда доходы затормозятся, можно ожидать нового и более аккуратного появления региона на долговом рынке.

В целом бюджеты следующего года оставляют местным властям мало пространства для маневра. Федеральное правительство должно быть готово к увеличению помощи регионам в случае ухудшения экономической ситуации (как это происходило в 2008-2009-х), а рынок — к росту предложения региональных облигаций, а также выходу на рынок крупнейших городов, дотации которым из региональных бюджетов также урезаются.

Автор: Антон Табах, Старший аналитик по долговому рынку «Уралсиб Кэпитал»
Источник: www.forbes.ru

admin

View Comments

  • Для Москвы и других регионов изменения в налоговой системе становятся вызовом. Снижение доходов от налога на прибыль требует поиска новых источников доходов для бюджета, что делает экономическую ситуацию нестабильной.

Recent Posts

Константин Струков — бизнесмен и политик

Струков Константин Иванович — российский предприниматель, золотопромышленник и политик. Депутат Челябинской области, а с 2016…

3 недели ago

«ВЛАДБИЗНЕСБАНК» — Современный банк во Владимире

АО «ВЛАДБИЗНЕСБАНК» выступает не просто как банковское учреждение, а как верный партнер как для частных…

1 месяц ago

Что такое Due Diligence?

Due Diligence (с англ. «должная осмотрительность» или «должная добросовестность») — это процесс тщательной проверки, оценки…

1 месяц ago

Палладий. Стоимость палладия, акции

Палладий, являющийся одним из шести платиновых металлов, занимает особое место на мировом рынке благодаря своим…

2 месяца ago

Как списать долги в Санкт-Петербурге?

В последние годы экономическая ситуация в России, включая Санкт-Петербург, ставит многих жителей перед острой проблемой…

3 месяца ago

HeadHunter: Водитель — самая доходная рабочая профессия

Сервис поиска сотрудников hh.ru составил новый рейтинг. На этот раз - самых оплачиваемых рабочих профессий.…

6 месяцев ago