Почему народные IPO провалились

«Перегибы ручного управления следует считать одной из основных причин отсутствия в стране массового класса акционеров».

Предвыборное обещание Владимира Путина провести обратный выкуп акций у народных акционеров ВТБ начинает исполняться. Оферта (предложение), опубликованная 2 марта, предполагает, что участник Группы ВТБ «ВТБ Пенсионный администратор» вернет народным акционерам 13,6 копейки за акцию, что соответствует стоимости бумаг, проданных в ходе IPO в 2007 году. Напомним, что при проведении того самого IPO было размещено 22,5 процента акций на 8 миллиардов долларов. Акционерами банка в итоге стали более 120 тысяч россиян.

Важная информация, она нам еще пригодится.

…И вот такой финал. В эти дни, когда тысячи миноритариев оформляют документы на возврат вложенных денег, самое время поговорить о причинах провала, попутно затронув тему неудачных попыток формирования массового класса российских акционеров. Мировая практика проведения IPO показывает, что первичные размещения проводятся в двух целях. Первая — оценить реальную стоимость компании. В этом случае рынку предлагается незначительный (как правило, несколько процентов) пакет акций. История знает немало примеров, когда итоги подобных размещений превосходили самые смелые ожидания. Один из свежих случаев — российский «Яндекс», когда по результатам IPO десятки работников (и акционеров) интернет-сервиса стали долларовыми миллионерами. Кстати, актуальность определения реальной стоимости предприятия по первому пути справедлива и для тех акционерных обществ, что находятся в собственности государства. Именно такой организацией вплоть до мая 2007 года был ВТБ, 99,96 процента акций которого принадлежали государству в лице Росимущества.

Вторая цель — привлечение дополнительных средств. Здесь для IPO выделяется значительный пакет акций (обычно от 10 процентов и выше), а полученные деньги вкладываются в развитие производства, расчеты с кредиторами, приобретение других компаний. Из последних российских примеров упомянем «Русал», когда вырученные деньги пошли на уменьшение долговой нагрузки холдинга.

Нетрудно увидеть, что народное IPO не преследовало ни одну из двух представленных целей. Во-первых, определить хотя бы приблизительную стоимость акций банка можно было, грубо говоря, на глазок независимых оценщиков, готовых за повышенную премию исполнить любую прихоть заказчика. В итоге акции ВТБ были оценены в несколько раз выше реальной стоимости, да еще и размещение прошло по верхней ценовой планке.

Во-вторых, ВТБ как крупнейший государственный банк страны (Сбербанк формально принадлежит не государству, а Центробанку) никогда не испытывал проблем с фондированием. И в этой связи миллиарды, привлеченные в ходе народного IPO 2007 года, большого значения для совокупных пассивов ВТБ не имели. Стоило ли огород городить?

Наконец, в-третьих, самым активным субъектом в ходе рекламной кампании народного IPO было государство в лице высших должностных лиц страны. Вот они, издержки ручного управления экономикой, — оказалось, что фондовый рынок существует по своим законам, и участие главы государства или правительства в раскрутке того или иного эмитента ему не указ. Не зря же нынешние котировки ВТБ почти в два раза меньше цены размещения пятилетней давности. Именно перегибы ручного управления следует считать одной из основных причин отсутствия в стране массового класса акционеров. Сегодня государству как главному финансовому советчику мало кто верит. Экономикой в России управляют не предприниматели, а чиновники. В таких условиях простому инвестору, не обладающему доступом к инсайдерской информации, на фондовых площадках делать нечего.

Впрочем, представленный довод можно смело отнести к категории «страшно далек он от народа», поскольку касается наиболее обеспеченной части общества (по экспертным оценкам, более трети налоговой базы по НДФЛ обеспечивает всего лишь 0,7 процента занятого населения).

Бедность — вот она, сермяга многочисленных неудач создания массовой прослойки фондовых инвесторов в России. И пусть в Америке число частных фондовых игроков превышает 60 миллионов человек, а у нас и в лучшие нулевые годы число «инвесторов-физиков» не превышало миллиона, Штаты нам не указ. Там и уровень жизни другой, и фондовая инфраструктура развита не в пример лучше нашей, и судебная система в отличие от нас независима.

Выходит, в нынешнем IPO-позоре виноват не столько банк, сколько неуклюжая социально-экономическая политика государства. До тех пор, пока средняя начисленная зарплата в стране будет колебаться в районе 800 долларов в месяц, а цены на жилье, продукты питания, бензин или электроэнергию будут выше нью-йоркских, ни о каких частных инвесторах можно даже не мечтать. Впрочем, курочка по зернышку, так что развивать фондовую культуру в народе нужно уже сейчас. Пусть и с прицелом на будущее.

Автор: Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор
Источник: журнал Итоги

admin

Recent Posts

Константин Струков — бизнесмен и политик

Струков Константин Иванович — российский предприниматель, золотопромышленник и политик. Депутат Челябинской области, а с 2016…

1 неделя ago

«ВЛАДБИЗНЕСБАНК» — Современный банк во Владимире

АО «ВЛАДБИЗНЕСБАНК» выступает не просто как банковское учреждение, а как верный партнер как для частных…

1 месяц ago

Что такое Due Diligence?

Due Diligence (с англ. «должная осмотрительность» или «должная добросовестность») — это процесс тщательной проверки, оценки…

1 месяц ago

Палладий. Стоимость палладия, акции

Палладий, являющийся одним из шести платиновых металлов, занимает особое место на мировом рынке благодаря своим…

2 месяца ago

Как списать долги в Санкт-Петербурге?

В последние годы экономическая ситуация в России, включая Санкт-Петербург, ставит многих жителей перед острой проблемой…

3 месяца ago

HeadHunter: Водитель — самая доходная рабочая профессия

Сервис поиска сотрудников hh.ru составил новый рейтинг. На этот раз - самых оплачиваемых рабочих профессий.…

5 месяцев ago