Работать на публику

«Нельзя акционерные общества силком выгонять на биржу или загонять в ООО. Это породит новые корпоративные конфликты».

Президент внес на рассмотрение Госдумы поправки в Гражданский кодекс. Кратко их суть можно охарактеризовать следующим образом: речь идет о совершенствовании организационно-правовых форм юридических лиц. В частности, в России прекратит существование такая форма предприятий, как закрытые акционерные общества (ЗАО), а все предприятия будут разделены на публичные и непубличные.

При этом декларируется, что перерегистрация существующих компаний, а также их имущественных прав не потребует существенных затрат. Придется лишь зарегистрировать вносимые в их учредительные документы изменения. Государство при этом пошлину взимать не будет. Но, судя по всему, издержки на юридические процедуры компании все-таки понесут. Потребуются расходы на услуги юристов, созыв собраний акционеров и так далее.

Сегодня в России зарегистрировано порядка 180 тысяч акционерных обществ. Для сравнения: в Германии с ее более развитой экономикой и корпоративным правом АО чуть больше тысячи. В этой правовой форме огромное количество российских компаний оказалось в результате приватизации. Большая часть акционерных обществ — это бывшие государственные привокзальные ресторанчики и магазинчики. По-настоящему акционерными обществами подавляющее большинство компаний так и не стали. Акции лишь немногих из них обращаются на бирже, и по закону такие АО раскрывают информацию о себе. А о большинстве фирм ничего не известно. И у многих вообще только один акционер. Это касается и закрытых, и открытых акционерных обществ.

В классическом варианте, например в странах с англосаксонским правом, контрольным может быть уже пакет акций в 7—8 процентов. То есть это реально публичные компании. В Германии — около 30, и тем не менее они публичны и права всех владельцев и крупных и мелких пакетов защищены. А у нас в России зачастую даже пакет в 75 процентов не гарантирует полной защиты права собственности. И одновременно чудовищным образом нарушаются права миноритарных акционеров. Им если и платят дивиденды, то мизерные. При этом в классическом варианте, как правило, 30—40 процентов чистой прибыли компании идет на выплату дивидендов. А в России — несопоставимо меньше. Большинство их вообще не платит. Это и порождает массу различных корпоративных конфликтов. Законодателю нужно нащупать баланс между интересами мажоритарных и миноритарных акционеров. Поправки в ГК имеют в том числе и такую цель. Но вернемся к организационно-правовым формам.

Основная масса предприятий в мире, процентов 80, имеют правовую форму частного предприятия (по-английски — Ltd, по-немецки — GmbH, а в России — ООО). И огромная часть акционерных обществ в России по существу является частными предприятиями. В принципе такой правовой формы вполне достаточно для осуществления эффективной хозяйственной деятельности. С этой точки зрения изменения в Гражданском кодексе необходимы. Упорядочение правовых форм и деление юридических лиц на публичные и непубличные позволят сделать инвестиционный процесс в российской экономике более прозрачным и, надеюсь, защитят права инвесторов.

Правда, в самих поправках есть положения, которые еще необходимо обсуждать. Например, слишком радикальным представляется деление фирм исключительно на публичные и непубличные. В классическом варианте существуют публичные и непубличные, то есть частные, предприятия. Но у публичных есть право как открытого выпуска акций, так и их размещения среди заранее определенного круга лиц — то есть по закрытой подписке. Такой вариант наилучшим образом соответствует интересам различных категорий акционеров.

Беспокоит же тот факт, что изменения в Гражданском кодексе собираются провести очень быстро. Мне кажется, торопиться не следует. Ведь речь идет о поправках не просто в закон, а практически в экономическую конституцию страны. Тут важно не навредить существующим хозяйствующим субъектам. Меняя Гражданский кодекс, нужно быть очень терпеливыми. Нельзя акционерные общества силком выгонять на биржу или загонять их в ООО. Это может породить новые корпоративные конфликты.

Нужно создать условия для того, чтобы хозяйствующие субъекты самостоятельно принимали соответствующие решения. Можно, например, ввести ответственность за нераскрытие информации акционерными обществами. И часть предприятий, выбирая между штрафом и дорогостоящим раскрытием информации, выберет экономически выгодные для себя решения, перейдя в другую организационную форму. Поэтому, я думаю, законодатель должен предусмотреть возможность легкого и дешевого перехода из публичной формы предприятия в частную и обратно. И обязательно необходимо предусмотреть переходный период, что позволит предприятиям адаптироваться к новым условиям.


Автор: Виктор Плескачевский, вице-президент РСПП
Источник: журнал Итоги

admin

Recent Posts

IKEA может вернуться на российский рынок во втором квартале 2026 года

Шведская компания IKEA может возобновить свою деятельность на российском рынке во втором квартале 2026 года…

1 час ago

Эксперт «Почты Mail» назвал признаки мошеннических электронных писем

Злоумышленники продолжают активно использовать электронную почту для распространения вредоносных программ и проведения фишинговых атак. О…

4 часа ago

«АвтоВАЗ» объявил стартовую цену на новую Lada Iskra в 1,2 млн рублей

Компания "АвтоВАЗ" назвала стартовую цену на новую модель Lada Iskra, производство которой официально запущено на…

4 часа ago

РИА Новости: Банки России отражают более 2 тысяч кибератак ежемесячно

Финансовый сектор России столкнулся с беспрецедентным ростом числа кибератак в первом квартале 2025 года. Согласно…

11 часов ago

Возвращение ушедших брендов электроники снизит цены на российском рынке

Потенциальное возвращение на российский рынок крупных международных производителей электроники и бытовой техники, покинувших страну в…

11 часов ago

Депутат Госдумы анонсировал новую меру поддержки семей с двумя и более детьми

Для российских семей с двумя и более детьми будет введена новая мера поддержки в виде…

11 часов ago