Акции Яндекса разошлись среди покупателей как горячие пирожки. Сумеет ли она оправдать высокие ожидания, которые связывают с ней участники IPO?
Yandex N.V. – зарегистрированная в Нидерландах головная структура холдинга, управляющего ведущей российской поисковой системой и интернет-порталом. В прошлом году на долю «Яндекса» приходилось порядка 64% странового поискового трафика, в январе–марте 2011-го – 65%. В марте на его страницах побывали 38,3 млн уникальных посетителей. «Яндекс» использует собственные поисковые алгоритмы, а также применяет технологию, позволяющую выдавать результаты поиска в зависимости от географического нахождения пользователя. Компания поддерживает множество дополнительных – информационных, навигационных и персональных – сервисов, таких, как «Новости», «Маркет», «Почта» и «Карты».
Российские офисы «Яндекса» расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани и Ростове-на-Дону. Зарубежные представительства открыты в Киеве, Одессе, Симферополе, а также в Силиконовой долине в Калифорнии. Компании принадлежит крупнейший в России парк серверов, расположенных независимо от офисов в нескольких дата-центрах и соединенных собственными каналами связи.
Основные доходы «Яндекс» получает от продажи контекстной текстовой рекламы, то есть объявлений, которые показываются пользователям наряду с ответами на их запросы. Система автоматического размещения рекламы «Яндекс.Директ» позволяет демонстрировать текстовые блоки не только на страницах самого поисковика, но и на сторонних сайтах – участниках Сети. Число рекламодателей этой системы в первом квартале превысило 127 тыс. Меньшую долю выручки «Яндексу» приносят показы медийной интернет-рекламы.
В 2000 году произошла консолидация бизнеса на базе ООО «Яндекс». Тогда долю в 35,7% в обмен на $5,3 млн инвестиций получила структура Ru-Net Holdings, созданная Baring Vostok Capital Partners, Объединенной финансовой группой и рядом частных инвесторов. Крупными владельцами «Яндекса» до сих пор остаются его основатели, в частности гендиректор Аркадий Волож. В 2002-м компания впервые вышла на окупаемость, а в следующем году выплатила первые в истории российского интернета дивиденды. В 2007 году «Яндекс» приобрел социальную сеть «Мой круг» и стал единственным владельцем сервиса «Яндекс.Деньги». В 2008 году были куплены «СМИлинк» (теперь – аналитический центр «Яндекс.Пробки») и агентство интернет-рекламы «Медиаселлинг». Тогда же акционеры Yandex N.V., ставшей ядром группы, приняли решение о разделении акций на два класса: А – обладающие одним голосом, B – десятью. На момент разделения все совладельцы «Яндекса» стали держателями акций класса В, которые в случае продажи автоматически меняют класс на А. К тому времени уже около 60% «Яндекса» принадлежало различным инвестфондам. В сентябре 2009-го Yandex N.V. дополнительно выпустила одну приоритетную акцию. Эта бумага позволяет владельцу накладывать вето на концентрацию в одних руках пакета свыше 25%. Приоритетная акция по номинальной стоимости в 1 евро была передана Сбербанку. Готовиться к IPO «Яндекс» начинал еще до кризиса, но лишь теперь достиг цели. На первом этапе акционеры и сама компания продали 52,2 млн акций класса А на $919 млн и $385 млн соответственно. Затем инвестбанки – организаторы сделки решили воспользоваться опционом на приобретение еще 5,2 млн акций, и итоговый объем IPO достиг $1,43 млрд, а free-float – 17,6%.
Факторы роста
1. Спрос на интернет-рекламу
Российские рекламодатели все чаще отдают предпочтение сетевым ресурсам. Так, по оценке АКАР, в первом квартале объем расходов на рекламу достиг 54 млрд рублей (без учета НДС), увеличившись за год на 28%. Интернет-сегмент показал прирост сразу на 60%, примерно до 7,1 млрд рублей. И из них порядка 5 млрд приходится на рынок контекстной рекламы, львиную долю которого контролирует «Яндекс».
2. Звездный час доткомов
На биржах сохраняется огромный интерес к интернет-компаниям. Это хорошо видно по последним российским IPO. В то время, когда многие предприятия из других отраслей отменяли сделки, ноябрьское размещение Mail.ru и нынешнее «Яндекса» прошли с колоссальным спросом. И пусть наблюдатели сравнивают нынешнюю эйфорию с доткомовским пузырем начала 2000-х, котировкам «Яндекса» обеспечена поддержка как минимум в ближайшее время.
3. Потенциал новых сервисов
На данном этапе лишь немногие из сервисов «Яндекса» генерируют денежный поток. В дальнейшем компания может наращивать поступления от показов рекламы не только в результатах поиска, но и на других своих порталах. При этом по сравнению с Mail.ru, которая рассматривается как альтернативный вариант инвестирования в российский интернет-сектор и тоже развивает множество новых сервисов, у «Яндекса» более понятная бизнес-модель.
Факторы снижения
1. Очень высокая оценка на бирже
Спрос на акции Yandex N.V. в ходе IPO многократно превышал предложение. Не удивительно, что компания пересмотрела первоначальный ценовой диапазон, подняв планку с $22–23 до $24–25 за бумагу, то есть значительно выше той отметки, которую она рассматривала в качестве справедливой. После закрытия книги заявок (по верхней границе нового диапазона) ажиотаж не утих. На первой же торговой сессии котировки взлетели в полтора раза.
2. Жесткая конкуренция
Самым опасным конкурентом в сфере интернет-поиска компания считает Google, который разработал русскоязычный интерфейс в 2001 году, но вплотную начал продвигать услуги в России лишь в 2006-м. «Яндекс» воспользовался форой по времени, оттеснив российских конкурентов. Но в течение последних лет Google уже сумел привлечь симпатии многих пользователей.
3. Замедление темпов развития
Некоторые наблюдатели прочат «Яндексу» замедление темпов роста и сравнивают его с китайскими интернет-компаниями, в частности с поисковиком Baidu, которые торгуются на биржах с сопоставимыми коэффициентами. В Китае уровень проникновения интернета ниже, чем в России, а емкость рекламного рынка, наоборот, выше. И, соответственно, там у интернет-компаний сохраняется больший потенциал органического развития бизнеса.
Показатели
Некоторые результаты по US GAAP, млн рублей
Показатель | I кв. 2010 | I кв. 2011 |
Выручка | 2355 | 3894 |
Операционные расходы | 1656 | 2622 |
Операционные доходы | 699 | 1272 |
Процентные доходы | 28 | 34 |
Прибыль до удержания налога | 670 | 1052 |
Чистая прибыль | 507 | 820 |
Расходы на трафик | 317 | 538 |
Амортизация имущества и оборудования | 251 | 371 |
Курсовые потери | 57 | 254 |
Чистый денежный поток от операционой деятельности | 1004 | 1121 |
Чистые расходы на инвестиции | 1193 | 1185 |
Чистые расходы на финансовые операции | 0 | 7 |
Краткосрочные обязательства | н.д. | 3161 |
Долгосрочные обязательства | н.д. | 64 |
Источник: Журнал «Финанс.» № 19 (398) 30.05–05.06.2011
В условиях санкционных ограничений и девальвации рубля российские инвесторы ищут возможности для диверсификации портфелей по…
По данным государственного таможенного управления (ГТУ) КНР, Китай существенно нарастил поставки яблок и груш в…
Промсвязьбанк (ПСБ) объявил о возобновлении приема заявок на ипотечные кредиты в рамках государственной программы "Семейная…
В рамках форума AMTEXPO-2024 компания "Ампертекс" презентовала новую технологию, способную решить одну из ключевых проблем…
Социальная сеть "ВКонтакте" представила программу поддержки авторов оригинального контента, которая начнет действовать в 2025 году.…
Несмотря на опасения некоторых россиян по поводу путешествий за границу в условиях геополитической напряженности, по-прежнему…