«Яндекс» на бирже

«Яндекс» на бирже

Акции Яндекса разошлись среди покупателей как горячие пирожки. Сумеет ли она оправдать высокие ожидания, которые связывают с ней участники IPO?

Yandex N.V. – зарегистрированная в Нидерландах головная структура холдинга, управляющего ведущей российской поисковой системой и интернет-порталом. В прошлом году на долю «Яндекса» приходилось порядка 64% странового поискового трафика, в январе–марте 2011-го – 65%. В марте на его страницах побывали 38,3 млн уникальных посетителей. «Яндекс» использует собственные поисковые алгоритмы, а также применяет технологию, позволяющую выдавать результаты поиска в зависимости от географического нахождения пользователя. Компания поддерживает множество дополнительных – информационных, навигационных и персональных – сервисов, таких, как «Новости», «Маркет», «Почта» и «Карты».

Российские офисы «Яндекса» расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани и Ростове-на-Дону. Зарубежные представительства открыты в Киеве, Одессе, Симферополе, а также в Силиконовой долине в Калифорнии. Компании принадлежит крупнейший в России парк серверов, расположенных независимо от офисов в нескольких дата-центрах и соединенных собственными каналами связи.

Основные доходы «Яндекс» получает от продажи контекстной текстовой рекламы, то есть объявлений, которые показываются пользователям наряду с ответами на их запросы. Система автоматического размещения рекламы «Яндекс.Директ» позволяет демонстрировать текстовые блоки не только на страницах самого поисковика, но и на сторонних сайтах – участниках Сети. Число рекламодателей этой системы в первом квартале превысило 127 тыс. Меньшую долю выручки «Яндексу» приносят показы медийной интернет-рекламы.

В 2000 году произошла консолидация бизнеса на базе ООО «Яндекс». Тогда долю в 35,7% в обмен на $5,3 млн инвестиций получила структура Ru-Net Holdings, созданная Baring Vostok Capital Partners, Объединенной финансовой группой и рядом частных инвесторов. Крупными владельцами «Яндекса» до сих пор остаются его основатели, в частности гендиректор Аркадий Волож. В 2002-м компания впервые вышла на окупаемость, а в следующем году выплатила первые в истории российского интернета дивиденды. В 2007 году «Яндекс» приобрел социальную сеть «Мой круг» и стал единственным владельцем сервиса «Яндекс.Деньги». В 2008 году были куплены «СМИлинк» (теперь – аналитический центр «Яндекс.Пробки») и агентство интернет-рекламы «Медиаселлинг». Тогда же акционеры Yandex N.V., ставшей ядром группы, приняли решение о разделении акций на два класса: А – обладающие одним голосом, B – десятью. На момент разделения все совладельцы «Яндекса» стали держателями акций класса В, которые в случае продажи автоматически меняют класс на А. К тому времени уже около 60% «Яндекса» принадлежало различным инвестфондам. В сентябре 2009-го Yandex N.V. дополнительно выпустила одну приоритетную акцию. Эта бумага позволяет владельцу накладывать вето на концентрацию в одних руках пакета свыше 25%. Приоритетная акция по номинальной стоимости в 1 евро была передана Сбербанку. Готовиться к IPO «Яндекс» начинал еще до кризиса, но лишь теперь достиг цели. На первом этапе акционеры и сама компания продали 52,2 млн акций класса А на $919 млн и $385 млн соответственно. Затем инвестбанки – организаторы сделки решили воспользоваться опционом на приобретение еще 5,2 млн акций, и итоговый объем IPO достиг $1,43 млрд, а free-float – 17,6%.

 

 

Факторы роста


1. Спрос на интернет-рекламу

 Российские рекламодатели все чаще отдают предпочтение сетевым ресурсам. Так, по оценке АКАР, в первом квартале объем расходов на рекламу достиг 54 млрд рублей (без учета НДС), увеличившись за год на 28%. Интернет-сегмент показал прирост сразу на 60%, примерно до 7,1 млрд рублей. И из них порядка 5 млрд приходится на рынок контекстной рекламы, львиную долю которого контролирует «Яндекс».

2. Звездный час доткомов

 На биржах сохраняется огромный интерес к интернет-компаниям. Это хорошо видно по последним российским IPO. В то время, когда многие предприятия из других отраслей отменяли сделки, ноябрьское размещение Mail.ru и нынешнее «Яндекса» прошли с колоссальным спросом. И пусть наблюдатели сравнивают нынешнюю эйфорию с доткомовским пузырем начала 2000-х, котировкам «Яндекса» обеспечена поддержка как минимум в ближайшее время.

3. Потенциал новых сервисов

 На данном этапе лишь немногие из сервисов «Яндекса» генерируют денежный поток. В дальнейшем компания может наращивать поступления от показов рекламы не только в результатах поиска, но и на других своих порталах. При этом по сравнению с Mail.ru, которая рассматривается как альтернативный вариант инвестирования в российский интернет-сектор и тоже развивает множество новых сервисов, у «Яндекса» более понятная бизнес-модель.


Факторы снижения


1. Очень высокая оценка на бирже

 Спрос на акции Yandex N.V. в ходе IPO многократно превышал предложение. Не удивительно, что компания пересмотрела первоначальный ценовой диапазон, подняв планку с $22–23 до $24–25 за бумагу, то есть значительно выше той отметки, которую она рассматривала в качестве справедливой. После закрытия книги заявок (по верхней границе нового диапазона) ажиотаж не утих. На первой же торговой сессии котировки взлетели в полтора раза.

2. Жесткая конкуренция

 Самым опасным конкурентом в сфере интернет-поиска компания считает Google, который разработал русскоязычный интерфейс в 2001 году, но вплотную начал продвигать услуги в России лишь в 2006-м. «Яндекс» воспользовался форой по времени, оттеснив российских конкурентов. Но в течение последних лет Google уже сумел привлечь симпатии многих пользователей.

3. Замедление темпов развития

 Некоторые наблюдатели прочат «Яндексу» замедление темпов роста и сравнивают его с китайскими интернет-компаниями, в частности с поисковиком Baidu, которые торгуются на биржах с сопоставимыми коэффициентами. В Китае уровень проникновения интернета ниже, чем в России, а емкость рекламного рынка, наоборот, выше. И, соответственно, там у интернет-компаний сохраняется больший потенциал органического развития бизнеса.


Показатели

Некоторые результаты по US GAAP, млн рублей

Показатель

I кв. 2010

I кв. 2011

Выручка

2355

3894

Операционные расходы

1656

2622

Операционные доходы

699

1272

Процентные доходы

28

34

Прибыль до удержания налога

670

1052

Чистая прибыль

507

820

Расходы на трафик

317

538

Амортизация имущества и оборудования

251

371

Курсовые потери

57

254

Чистый денежный поток от операционой деятельности

1004

1121

Чистые расходы на инвестиции

1193

1185

Чистые расходы на финансовые операции

0

7

Краткосрочные обязательства

н.д.

3161

Долгосрочные обязательства

н.д.

64


Источник: Журнал «Финанс.» № 19 (398) 30.05–05.06.2011

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии







Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.




2 июня 2011 23:11
поделиться...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x