Почему ренты, продаваемые страховщиками и пенсионными фондами, так непопулярны у инвесторов?
В идеальном мире самым выгодным способом инвестирования является превращение всего капитала в annuity — постоянный процентный поток (ренту). Рента (наиболее известные типы — накопительное страхование жизни и добровольное пенсионное обеспечение) — один из немногих продуктов, который предлагается сотнями тысяч агентов по принципу «от двери к двери». Тем не менее мир не идеален, и доля инвесторов, приобретающих ее, невелика. В чем дело?
Как правило, рента представляет собой договор, по которому покупатель в обмен на периодические взносы получает по выходе на пенсию и достижении определенного возраста ежегодные выплаты. Часто на ренту «навешиваются» дополнительные продукты — страховые (страхование здоровья, жизни, дожития) и/или в виде скидок и привилегий. Продавец ренты (страховая компания, пенсионный фонд или другой финансовый институт), если только это не заведомая пирамида, инвестирует средства взносов и стремится к получению прибыли и покрытию выплат за счет инвестиций. Учитывая невозможность предсказать результаты инвестирования, продавцы стараются не брать на себя «повышенные» обязательства. Одна уважаемая страховая компания предлагает такую программу под гарантированную ставку доходности… 2,2% годовых. Конечно, этой цифры в предложении нет, а есть описание потока: «40 000 рублей ежегодно, и на 21 год выплата 1 017 000 рублей». Соответственно, существует два типа рент — с фиксированным и переменным взносом, каждый раз исчисляемым по сложной методике. При кажущейся разности схем обе они «обсчитываются» совершенно одинаково и имеют одинаковые недостатки.
В идеальном мире продавец ренты должен возвращать покупателю его взносы в сумме с накопленным инвестиционным доходом. Естественно ожидать, что доход на инвестированные взносы будет не ниже «инфляция плюс много», или в реальных цифрах 12–15% годовых в долларах. Пусть продавец берет себе 2% ежегодно — как хороший управляющий, должно оставаться около 10% годовых, ну хотя бы 5–6% — как депозит в лучшем российском банке!
На практике все гораздо хуже. Просчет рент за последние 10–15 лет показывает эффективную доходность от минус бесконечности до 1–2% годовых. Даже лучший результат на 2,5% ниже долларовой инфляции. За 25 лет такие «инвестиции» усохнут до 53% от первоначальной реальной стоимости взноса!
В отличии практики от теории нет ничего удивительного. Доход покупателя ренты съедают комиссии многочисленных участников процесса и неэффективность управления инвестициями.
Как сложный финансовый продукт, рента включает в себя цепочку комиссий и выплат. Средняя комиссия продавца в США составляет 1,15% в год; взносы инвестируются, как правило, в инвестфонды — они берут свои комиссии; существует еще комиссия агента, того самого, «от двери к двери». Влияние комиссий существенно: при средней комиссии продавца 1,15%, комиссии агента 5% на взнос и средней комиссии фондов 1% итоговые накопления покупателя ренты за 20 лет составят только 78% от того, что он самостоятельно накопил бы при том же инвестиционном доходе.
Но продавцы хотят зарабатывать больше чем 1,15% от баланса. Поэтому в реальной ренте явных и скрытых комиссий намного больше — комиссии с каждого взноса, за изменение плана ренты, за досрочное расторжение. Часто ренту объединяют со страховыми продуктами. Как любой структурный продукт, он обходится покупателю дороже, чем раздельная покупка двух инструментов.
В отличие от управляющего активами доход продавца ренты не зависит от инвестиционного дохода клиентов. Такие компании, как правило, инвестируют пассивно и крайне неэффективно. Менеджеры, отвечающие за такие инвестиции, мотивированы вкладываться в более интересные для них (иногда и в материальном смысле) продукты. 1% разницы в доходе дает 20% потери в капитале за 20 лет.
Есть и другие факторы риска. Как правило, ренты «моновалютны»: расчет ведется либо в долларах, либо в местной валюте, и любые программы с гарантированными выплатами несут в себе валютный риск.
Наконец, нет гарантий, что продавец просуществует 20–30 лет. В мире до 5 лет доживают 20% компаний, до 30–40 лет — не более половины проживших первые 5 лет. Кризис 2008 года развеял иллюзию надежности лидеров — правило too big to fail больше не работает. Можно ожидать, что в течение 20 лет произойдет масштабный кризис рентного мира. И — в отличие от управляющей компании — страховая компания-банкрот взносов не возвращает.
Источник: www.forbes.ru
Автор — Андрей Мовчан, управляющий партнер УК «Третий Рим»
В рамках форума AMTEXPO-2024 компания "Ампертекс" презентовала новую технологию, способную решить одну из ключевых проблем…
Социальная сеть "ВКонтакте" представила программу поддержки авторов оригинального контента, которая начнет действовать в 2025 году.…
Несмотря на опасения некоторых россиян по поводу путешествий за границу в условиях геополитической напряженности, по-прежнему…
Материальный ущерб от действий телефонных мошенников исчисляется сотнями миллиардов рублей в год, но есть и…
Начальник управления стратегических направлений деятельности Росалкогольрегулирования Александр Моисеев выступил против сокращения числа легальных алкомаркетов в…
Круизные поезда становятся всё более востребованным видом путешествий по России, сообщила советник президента Российского союза…