Банк России разработал ИИ для перевода договоров на простой язык

Центробанк готов к запуску пилотного проекта интеллектуального помощника, который будет объяснять клиентам содержание финансовых договоров простым языком. Официальная презентация инициативы состоится 18 ноября на ежегодной конференции «Фокус на клиента», сообщил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута в программе «Инвестиционный час» на Радио РБК.

Регулятор провел предварительное тестирование технологии совместно с несколькими кредитными организациями. Искусственный интеллект проверили на способность извлекать ключевую информацию из договоров и формулировать ее доступно для рядовых пользователей. Для эксперимента использовали выборку из тысячи контрактов.

«Результат нас, скажу прямо, в позитивном смысле даже немного удивил, потому что у нас этой уверенности не было, это была открытая гипотеза. Но когда мы проверили, выяснилось, что да — он с этой задачей довольно неплохо справляется. И это тот язык, который, на мой взгляд, будет максимально комфортен для людей, не обладающих специальными финансовыми знаниями», — прокомментировал Мамута.

В пилотном проекте примут участие около десяти крупнейших финансовых институтов, на долю которых приходится до 90% розничного кредитного портфеля страны. На ноябрьской конференции регулятор раскроет полный список участников, перечень продуктов для тестирования и временные рамки эксперимента. Первые значимые результаты ожидаются к концу первого квартала 2026 года. Полный цикл испытаний займет от шести до девяти месяцев.

Принципиальным требованием к разработке стала независимость системы от коммерческих интересов участников рынка. Центробанк настаивает на том, чтобы помощник был равноудален от всех игроков и не представлял собой продукт какой-либо отдельной организации.

Форма предоставления сервиса потребителям пока не определена. Разработчики рассматривают несколько вариантов взаимодействия с пользователями.

«Возможно, так было бы правильнее, будут альтернативные варианты. Например, есть сайт, где ты можешь это проверить. Тебе может выдаваться эта краткая информация в том канале, в котором ты привык взаимодействовать с банком, например, в его приложении. И каким-то иным образом», — пояснил представитель ЦБ.

Актуальность проекта подтверждается статистикой обращений потребителей. Согласно данным регулятора, около трети клиентов финансовых учреждений сталкивались с непониманием условий заключаемых контрактов, что приводило к расхождению между ожиданиями и фактическим результатом сделки. Каждый пятый респондент отмечал такие проблемы неоднократно.

«Существует довольно распространенная сложность в этом смысле, связанная с пониманием сути многостраничных, тяжелых, таких объемных договоров на различные виды финансовых условий», — констатировал Мамута.

При успешном завершении пилота технология будет постепенно масштабироваться на все массовые финансовые продукты. Идею создания цифрового помощника на базе искусственного интеллекта Центробанк впервые озвучил в середине октября на форуме «Финополис — 2025».

Источник: РБК

admin

Recent Posts

Американский майнер Riot Platforms сообщила о росте издержек на добычу биткоина

Американская майнинговая компания Riot Platforms сообщила, что средняя себестоимость добычи одного биткоина в третьем квартале…

6 часов ago

Россия с Китаем прорабатывают инвестпроекты на 18 трлн рублей

Российско-китайский комитет предпринимателей и межправительственная комиссия по инвестиционному сотрудничеству в настоящее время прорабатывают 86 проектов…

6 часов ago

Россия остается главным поставщиком нефти в Индию в 2025 году

Государственная индийская нефтеперерабатывающая корпорация Indian Oil Corp (IOC) приобрела пять партий российской нефти общим объемом…

6 часов ago

Российский уголь в Китае подорожал до максимумов с начала года

Цены на российский энергетический и металлургический уголь с доставкой в КНР на третьей неделе октября…

6 часов ago

Краснодар ожидает 200 тысяч туристов на новогодние праздники

Туристический поток в Краснодар в период новогодних праздников 2025-2026 годов составит 200 тысяч человек. Об…

2 дня ago

Спрос россиян на поездки в ноябрьские праздники вырос на 30%

Спрос россиян на путешествия во время ноябрьских праздников в 2025 году вырос на 30 процентов…

2 дня ago