Уход международных платежных систем (МПС) Visa и Mastercard из России весной 2022 года стал серьезным испытанием для российского финансового сектора, однако за прошедшие три года рынок сумел адаптироваться к новым условиям. При этом возвращение крупных западных игроков на российский рынок могло бы принести дополнительные преимущества, считают эксперты.
Напомним, что МПС покинули Россию по-разному: Visa полностью расторгла все контракты с российскими контрагентами, понеся убытки в размере $60 млн, в то время как Mastercard лишь приостановила отношения, сохранив часть сотрудников российского офиса и поддерживая базовую инфраструктуру на территории РФ. Потери Mastercard за 2022 год составили $30 млн.
Благодаря созданной еще в 2014 году Национальной платежной системе карт (НСПК) внутри страны уход международных платежных систем не привел к серьезным сбоям. Через операционно-клиринговый центр (ОПКЦ) к НСПК были подключены все банки и платежные системы, что позволило сохранить функциональность платежей на территории России.
Однако за рубежом россияне столкнулись с серьезными ограничениями — переводы между странами и использование привычных платежных инструментов в заграничных поездках стали недоступны. Это привело к волне «карточного туризма» в страны СНГ — сотни тысяч россиян оформили банковские карты в Казахстане, Киргизии, Белоруссии и других соседних государствах. По данным опроса финансового маркетплейса «Выберу.ру», к концу прошлого года каждый пятый россиянин уже имел банковскую карту в одной из дружественных стран.
Несмотря на успешную адаптацию российского финансового рынка к новым условиям, возвращение международных платежных систем могло бы принести дополнительные преимущества, в первую очередь — восстановление полноценного трансграничного сервиса, который за последние три года не был полностью восстановлен альтернативными решениями.
Кроме того, МПС могли бы предложить премиальные сервисы, такие как консьерж-службы для бронирования мест в ресторанах, театрах, на стадионах по всему миру, а также облегчить покупку авиабилетов иностранных компаний. В настоящее время подобные услуги доступны через сложные цепочки посредников, что делает их дороже и неудобнее.
По мнению экспертов, в случае возвращения международных платежных систем в Россию потребуется не менее года-двух на решение юридических вопросов, перезаключение договоров в соответствии с изменившимся законодательством и сертификацию всех продуктов. За время отсутствия МПС российский рынок значительно продвинулся вперед в технологическом плане — многие банки перешли на собственный процессинг, а альтернативные способы оплаты, такие как платежи по QR-коду, биометрии и NFC, получили широкое распространение.
Позиция Банка России в этом вопросе будет иметь решающее значение. Одним из вариантов взаимодействия с вернувшимися МПС могли бы стать ко-бейджинговые карты, которые внутри страны работают через НСПК как обычные российские, а за пределами России — через международную платежную систему.
Эксперты отмечают, что даже в случае снятия санкций и возвращения иностранных платежных систем, российская национальная платежная система уже устойчиво доминирует на внутреннем рынке, и российская сторона, вероятно, будет выставлять свои условия сотрудничества для минимизации рисков.
Источник: РБК
Три крупнейших авиаперевозчика Китая — China Southern Airlines, Air China и China Eastern Airlines —…
Введенные Соединенными Штатами импортные пошлины подрывают инвестиционную активность в американской экономике, увеличивают производственные издержки для…
Стоимость новогоднего отдыха в Турции для российских туристов останется на уровне прошлого года. Об этом…
Региональные власти Вологодской области начали работу над созданием двух новых национальных туристических маршрутов, направленных на…
Мошенники активизировали фишинговые атаки на россиян, используя тему налоговых начислений за 2024 год. Об этом…
Сбербанк, Альфа-банк и Т-банк приступили к разработке концепции альтернативной платежной системы, которая сосредоточится на безналичных…