Экспорт российского газа в Среднюю Азию может вырасти втрое

Страны Центральной Азии столкнулись с серьезной угрозой энергетической безопасности из-за растущего дефицита природного газа, который к 2030 году может достичь критических масштабов.

По данным казахстанского новостного портала Bugin.info, дефицит газа в регионе к концу десятилетия составит до 25 миллиардов кубометров, что почти в два раза превышает нынешние объемы импорта. Наиболее острая ситуация ожидается в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане.

Основными факторами надвигающегося энергетического кризиса являются стремительный демографический рост, активная индустриализация, износ газотранспортной инфраструктуры и ограниченность собственных запасов голубого топлива. Население региона ежегодно увеличивается более чем на один миллион человек, что создает дополнительную нагрузку на энергосистемы.

Промышленное развитие стран Центральной Азии демонстрирует впечатляющую динамику: в Казахстане рост производства составил 4,8%, в Узбекистане — 5,2%. Это требует значительного увеличения выработки электроэнергии, которая в регионе на 68% зависит от газовой генерации.

Особенно уязвимыми в энергетическом плане остаются Кыргызстан и Таджикистан, являющиеся чистыми импортерами газа. Собственная добыча в этих республиках практически отсутствует, что делает их критически зависимыми от внешних поставок.

Узбекистан, еще недавно экспортировавший природный газ, сегодня столкнулся с падением добычи. В 2024 году страна добыла 44,6 миллиарда кубометров против потребления в 46,8 миллиарда кубометров, превратившись из экспортера в нетто-импортера.

Казахстан демонстрирует рост добычи — в 2024 году на 6,4% до 59,2 миллиарда кубометров. Однако республика направляет значительную часть газа на поддержание нефтедобычи — около 30 миллиардов кубометров закачивается обратно в пласт для поддержания пластового давления. На внутреннее потребление и экспорт остается лишь 29 миллиардов кубометров.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что возможности собственной добычи в Казахстане и Узбекистане отстают от растущего спроса. «У поставок газа из России для удовлетворения текущего и возможного дефицита энергии в этих странах есть очевидные преимущества — наличие ресурсов и инфраструктуры, требующей небольшой модернизации», — поясняет эксперт.

В качестве решения проблемы рассматривается наращивание российских поставок, однако здесь Москва сталкивается с конкуренцией Туркмении — страны с колоссальными запасами природного газа. Тем не менее, основной рынок сбыта туркменского газа — Китай, который законтрактовал 85% его объемов по долгосрочным соглашениям.

Руководитель проектов компании «Имплемента» Евгения Попова считает озвученный дефицит скорее сценарием при значительном росте энергопотребления без увеличения добычи. «Для России основными препятствиями для наращивания экспорта окажутся инфраструктурные ограничения», — отмечает эксперт.

В 2024 году «Газпром» заключил 15-летний контракт с казахстанской стороной на транзит газа в Узбекистан и Киргизию объемом до 12 миллиардов кубометров. Однако для реализации договора необходима кардинальная реконструкция магистрального газопровода.

На текущий момент под реверс газа из России переоборудована одна нитка газопровода «Средняя Азия-Центр». Технически возможный объем поставок составляет 10-15 миллиардов кубометров газа в год.

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов подчеркивает, что с точки зрения наличия ресурсов потенциал российского экспорта в Среднюю Азию значительно превышает 25 миллиардов кубометров, однако инфраструктурные возможности пока ограничены.

Для России, лишившейся европейского газового рынка, увеличение экспорта трубопроводного газа в Центральную Азию может стать привлекательной альтернативой. «Сейчас для российского экспорта трубного газа более выгодного предложения на рынке нет, и вряд ли оно появится в ближайшем будущем», — считает Гривач.

Андрианов отмечает, что у «Газпрома» в настоящее время нет особого выбора между потенциальными рынками: Европа планирует полный отказ от российского газа, переговоры с Пекином по «Силе Сибири-2» затягиваются, а новые СПГ-проекты сталкиваются с санкционными ограничениями.

Попова прогнозирует, что центральноазиатские поставки будут менее маржинальными по сравнению с европейскими, но могут конкурировать по рентабельности с китайскими контрактами. Однако существенное наращивание объемов потребует строительства новой инфраструктуры, что увеличит инвестиционные затраты и снизит экономическую эффективность проектов.

Источник: Российская газета

admin

Recent Posts

Румыния объявила кризисную ситуацию из-за загрязненной нефти

Румынские власти объявили чрезвычайную кризисную ситуацию в энергетическом секторе после отказа принять две крупные партии…

4 часа ago

Торговый дефицит США с Китаем упал до минимума за 20 лет

Торговые отношения между Соединенными Штатами и Китаем продемонстрировали значительные изменения в июне текущего года, когда…

4 часа ago

Российские туроператоры фиксируют бум осеннего туризма в Крыму

Российские туроператоры фиксируют значительный рост интереса к осеннему отдыху в Крыму. Спрос на бархатный сезон…

5 часов ago

Дагестан вошел в топ популярных направлений гастротуризма в России

Дагестан стал одним из наиболее востребованных регионов для гастрономических путешествий среди российских туристов, свидетельствуют данные…

5 часов ago

Российские туристы рассказали о поездке в Северную Корею

Группа российских туристов поделилась впечатлениями от недельного отдыха в Северной Корее, став одними из первых…

1 день ago

Финская торговля потеряет 8 тысяч рабочих мест из-за внедрения ИИ

Федерация торговли Финляндии опубликовала прогноз о значительном сокращении занятости в розничном секторе страны на фоне…

1 день ago