По мнению эксперта в области безопасности Александра Власова, чаще всего жертвами телефонных мошенников в России становятся пенсионеры и очень занятые молодые люди. В интервью «Ленте.ру» он пояснил, что делает эти категории граждан особенно уязвимыми перед злоумышленниками.
Власов считает, что пенсионеры являются самой незащищенной группой, поскольку они привыкли доверять звонкам от якобы официальных структур — служб безопасности банков, «майоров полиции» и т.д. «То есть это люди, которые еще не отошли от советского менталитета. Они даже не смотрят, кто им позвонил и с какого номера. Они считают [важным] любой звонок, когда на другом конце телефонной линии говорят волшебные слова «майор служб безопасности», «ЦБ», «ФСБ», «МВД» и так далее», — отметил эксперт.
Другая группа риска — очень занятые люди, чья высокая загруженность делает их подверженными обману. «Это менеджеры по продажам, менеджеры по закупкам, то есть те молодые люди, которые не могут себе позволить не принимать звонки с незнакомых номеров. Это замороченные люди, у которых мозги кипят, потому что они за пять минут должны сделать 25 дел», — пояснил Власов.
По его словам, такие люди на автомате, не приходя в сознание, могут начать называть номера своих карт и пароли, потому что они постоянно спешат и находятся в состоянии стресса. «Вдруг им позвонил кто-то, и они совершенно на автомате, не приходя в сознание начинают называть номера своих карт, пароли и так далее, потому что у них мозги кипят», — добавил эксперт.
Таким образом, наиболее уязвимыми перед телефонными аферистами оказываются «две абсолютно противоположные страты — пенсионеры, которые еще находятся в советской парадигме, что кто бы ни позвонил из какой-нибудь силовой структуры, это очень правильные люди, им надо помочь», и чрезмерно загруженные работой молодые специалисты.
Проблема телефонного мошенничества в России стоит достаточно остро. По данным ЦБ РФ, в 2023 году потери граждан от действий кибермошенников превысили 14 млрд рублей. Большая часть этой суммы пришлась именно на телефонные аферы — звонки якобы от имени банковских сотрудников или правоохранителей.
Злоумышленники используют психологические уловки, играют на страхе, доверчивости и невнимательности своих жертв. Они создают стрессовую ситуацию, вынуждая человека действовать быстро и необдуманно — переводить деньги на «безопасный» счет, сообщать конфиденциальные данные, устанавливать на свои устройства вредоносное ПО.
Эксперты призывают граждан проявлять бдительность при общении с незнакомцами по телефону. Важно помнить, что настоящие сотрудники банков, полиции и госорганов никогда не запрашивают по телефону персональные данные, коды из СМС и CVV-коды карт. Получив подозрительный звонок, лучше прервать разговор и самостоятельно перезвонить в свой банк или соответствующую организацию по официальному номеру.
Отдельного внимания требует повышение цифровой и финансовой грамотности пожилых людей. Важно разъяснять им основные приемы мошенников, учить критически относиться к любым предложениям и запросам от незнакомцев. В идеале у каждого пенсионера должен быть надежный родственник или друг, с которым можно посоветоваться в подобных ситуациях.
Что касается «замороченных» молодых специалистов, то им стоит взять за правило не обсуждать по телефону вопросы, связанные с деньгами и личными данными, в состоянии цейтнота и стресса. Лучше попросить перезвонить позже, когда будет возможность сосредоточиться на разговоре и принять взвешенное решение.
Только комплексный подход, сочетающий информирование граждан, совершенствование систем безопасности банков и своевременное реагирование правоохранителей на случаи мошенничества, поможет переломить ситуацию и защитить сбережения россиян от злоумышленников.
Эксперт проекта Народного фронта "За права заёмщиков", куратор платформы "Мошеловка" Алла Храпунова предупредила о новой…
Китай и Россия ведут переговоры об упрощении визовых правил для российских туристов, желающих посетить КНР.…
Член Европейского парламента от Польши Беата Шидло направила запрос в Еврокомиссию, в котором сообщила о…
Банк ВТБ предупредил о распространении новой мошеннической схемы, сочетающей методы социальной инженерии и использование шпионских…
Глава АНО "Цифровые платформы" Арсений Щельцин в интервью "Ленте.ру" рассказал о возможных сценариях, которые могут…
Мессенджер Viber был заблокирован на территории России в связи с неспособностью обеспечить должный уровень безопасности…