В 2024 году российские потребители увеличили свои расходы на онлайн-заказы, включая покупки товаров на маркетплейсах и оплату услуг, почти на 25% по сравнению с предыдущим годом. Такие данные приводит сервис «Т-Касса». Основным драйвером роста стали регионы, где обороты электронной коммерции подскочили на 60-80%.
По информации «Т-Кассы», количество онлайн-покупок выросло на 10%, а средний чек увеличился на 13% и достиг 1510 рублей. Эксперты не раскрывают абсолютные значения объема интернет-продаж, но, согласно предварительным оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), показатель за весь 2024 год может превысить 9 трлн рублей. Data Insight прогнозирует еще более внушительную цифру — 11 трлн рублей, что на 40% больше, чем годом ранее.
Существенная часть онлайн-транзакций в прошлом году пришлась на маркетплейсы. По данным «Т-Кассы», каждая третья покупка в интернете совершалась на таких площадках, а общее число заказов на маркетплейсах выросло на 20%. Самыми популярными категориями товаров стали спортивные (+47% год к году), ювелирные изделия (+38%) и цветы (+28%).
Около 27% всех онлайн-платежей россиян пришлось на заказ такси, а на безналичные чаевые — 26%. Сегмент онлайн-чаевых показал впечатляющий рост на 67% за год, что подтверждает тренд на увеличение популярности этой опции среди клиентов кафе, ресторанов и сферы услуг.
Однако темпы роста онлайн-торговли в течение 2024 года были неравномерными. Если в начале года число заказов в интернете превышало показатели предыдущего года на 55-60%, то к октябрю динамика замедлилась до 30%. В целом, по предварительным оценкам партнера Data Insight Федора Вирина, количество онлайн-заказов за год выросло на 41% и достигло 7,3 млрд.
Аналитики «Infoline-Аналитики» подсчитали, что в четвертом квартале 2024 года объем интернет-торговли составил 3,7 трлн рублей (+35% год к году), а по итогам всего года рост замедлился до 38% против 45% в 2023-м.
В «Т-Кассе» прогнозируют дальнейший рост онлайн-покупок на 25% в 2025 году. Федор Вирин ожидает увеличения рынка электронной коммерции на 20-25% по количеству заказов при условии сохранения текущего уровня инфляции и отсутствия серьезных макроэкономических потрясений.
Президент АКИТ Артем Соколов считает, что основным драйвером роста e-commerce в 2025 году станут регионы, где продавцы активно осваивают онлайн-инфраструктуру и подключаются к маркетплейсам. Уже сейчас на долю регионов приходится 76% всех интернет-заказов в России.
В то же время в «Infoline-Аналитике» прогнозируют замедление темпов роста рынка из-за дефицита складских помещений, с которым столкнулись крупные маркетплейсы. По данным Nikoliers, в 2024 году уровень вакантных площадей в сегменте складской недвижимости был минимальным за последние пять лет — всего 0,8%. Ожидается, что этот показатель останется почти на таком же уровне до 2027 года.
Таким образом, несмотря на впечатляющие результаты 2024 года и оптимистичные прогнозы на 2025-й, российский рынок онлайн-торговли может столкнуться с определенными инфраструктурными ограничениями. Однако растущий спрос со стороны регионов и дальнейшее развитие электронной коммерции позволяют рассчитывать на сохранение позитивной динамики в среднесрочной перспективе.
Согласно данным Евростата, проанализированным РИА Новости, Европейский союз значительно увеличил закупки российской фармацевтической продукции к…
Ведущие российские финансовые аналитики поделились с изданием "Московский Комсомолец" ("МК") своими рекомендациями по инвестированию суммы…
Банк ВТБ опубликовал масштабный аналитический отчет о ситуации с кибермошенничеством в период новогодних праздников, согласно…
Мировые цены на медь растут восьмую торговую сессию подряд, чего не наблюдалось с 2017 года.…
Первый зампредседателя комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских считает, что молдавская компания «Молдовагаз», являющаяся дочерним…
Страны Евросоюза продолжают активно импортировать российский сжиженный природный газ (СПГ), невзирая на недавнее прекращение поставок…