Банк России разработал ИИ для перевода договоров на простой язык
Центробанк готов к запуску пилотного проекта интеллектуального помощника, который будет объяснять клиентам содержание финансовых договоров простым языком. Официальная презентация инициативы состоится 18 ноября на ежегодной конференции «Фокус на клиента», сообщил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута в программе «Инвестиционный час» на Радио РБК.
Регулятор провел предварительное тестирование технологии совместно с несколькими кредитными организациями. Искусственный интеллект проверили на способность извлекать ключевую информацию из договоров и формулировать ее доступно для рядовых пользователей. Для эксперимента использовали выборку из тысячи контрактов.
«Результат нас, скажу прямо, в позитивном смысле даже немного удивил, потому что у нас этой уверенности не было, это была открытая гипотеза. Но когда мы проверили, выяснилось, что да — он с этой задачей довольно неплохо справляется. И это тот язык, который, на мой взгляд, будет максимально комфортен для людей, не обладающих специальными финансовыми знаниями», — прокомментировал Мамута.
В пилотном проекте примут участие около десяти крупнейших финансовых институтов, на долю которых приходится до 90% розничного кредитного портфеля страны. На ноябрьской конференции регулятор раскроет полный список участников, перечень продуктов для тестирования и временные рамки эксперимента. Первые значимые результаты ожидаются к концу первого квартала 2026 года. Полный цикл испытаний займет от шести до девяти месяцев.
Принципиальным требованием к разработке стала независимость системы от коммерческих интересов участников рынка. Центробанк настаивает на том, чтобы помощник был равноудален от всех игроков и не представлял собой продукт какой-либо отдельной организации.
Форма предоставления сервиса потребителям пока не определена. Разработчики рассматривают несколько вариантов взаимодействия с пользователями.
«Возможно, так было бы правильнее, будут альтернативные варианты. Например, есть сайт, где ты можешь это проверить. Тебе может выдаваться эта краткая информация в том канале, в котором ты привык взаимодействовать с банком, например, в его приложении. И каким-то иным образом», — пояснил представитель ЦБ.
Актуальность проекта подтверждается статистикой обращений потребителей. Согласно данным регулятора, около трети клиентов финансовых учреждений сталкивались с непониманием условий заключаемых контрактов, что приводило к расхождению между ожиданиями и фактическим результатом сделки. Каждый пятый респондент отмечал такие проблемы неоднократно.
«Существует довольно распространенная сложность в этом смысле, связанная с пониманием сути многостраничных, тяжелых, таких объемных договоров на различные виды финансовых условий», — констатировал Мамута.
При успешном завершении пилота технология будет постепенно масштабироваться на все массовые финансовые продукты. Идею создания цифрового помощника на базе искусственного интеллекта Центробанк впервые озвучил в середине октября на форуме «Финополис — 2025».
Источник: РБК
Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.
Похожие материалы:
- Wildberries изменит тарифную политику для продавцов с малым оборотом
- Товарооборот России с арабскими странами достиг $34 млрд
- Россия стала лидером Европы по криптовалютным поступлениям
- Центробанк назвал рублевые депозиты выгодными для россиян
- Катар предупредил о возможном прекращении поставок СПГ в ЕС
- Три крупнейших банка разрабатывают платежную систему без карт
- ЦБ разрабатывает концепцию для заработка банков на цифровом рубле
- ЦБ планирует легализовать криптовалюты только для квалифицированных инвесторов





