Минпромторг подготовил новую модель регулирования торговли в России
Министерство промышленности и торговли разработало проект национальной модели торговой деятельности, который включает 12 законодательных предложений по регулированию сетевой и несетевой розницы. Документ имеется в распоряжении «Известий».
Инициатива уже вызвала серьёзный резонанс в бизнес-среде. Многие компании считают, что предлагаемые меры способны существенно повлиять на рынок, и часть из них нуждается в доработке.
Дорожная карта Минпромторга разработана по поручению президента по итогам ПМЭФ-2025. Разработка проекта обусловлена серьёзной трансформацией торговой отрасли, отмечают в пояснительной записке. Появились и развиваются маркетплейсы, современные игроки начали использовать омниканальность — одновременное присутствие в офлайне и онлайне. Значительная часть торгового бизнеса стала зрелой, в том числе малый бизнес, который в отличие от ситуации 1990-х и 2000-х стал цивилизованным.
Основная цель плана мероприятий — формирование современной модели регулирования торговли, которая объединит сетевую розницу и платформенные форматы. Она должна обеспечить честную конкуренцию на рынке, снизить объёмы контрабанды и оборота некачественной продукции, гарантировать доступность социально значимых товаров, усилить поддержку малого бизнеса и отечественных производителей.
В документе Минпромторг приводит собственную оценку нынешнего состояния российской торговли. В 2024 году оборот розничной торговли достиг 55,8 триллиона рублей, что составляет 27,6% ВВП. В стране насчитывается свыше 895 тысяч магазинов и торговых объектов, в которых занято около 8,6 миллиона человек.
Министерство указывает на значительное влияние торговли на смежные отрасли. Сектор стимулирует развитие перерабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса, логистики, рынка недвижимости, ЖКХ и банковских услуг. Крупнейшие розничные компании одновременно являются ведущими ИТ-игроками и входят в топ-50 работодателей на рынке информационных технологий. Доля онлайн-торговли составляет 15,2% от общего оборота и достигает 8,5 триллиона рублей.
В дорожной карте указаны ключевые тенденции, которые будут определять развитие отрасли в ближайшие годы. Среди них — объединение различных торговых форматов в единую экосистему вокруг потребителя, стремительный рост онлайн-продаж и платформенной торговли, расширение сегмента хард-дискаунтеров, дальнейшая консолидация среди производителей и поставщиков.
Концепция модернизации законодательства включает пять ключевых направлений: выравнивание конкурентных условий между традиционной розницей и онлайн-торговлей, устранение правовых пробелов, совершенствование законодательства о защите прав потребителей, развитие потребительской кооперации, обновление правил работы розничных рынков и ярмарок.
Значительная часть инициатив касается регулирования интернет-торговли. Предлагается обязать маркетплейсы согласовывать скидки на товары с продавцами. Сегодня продавец фактически лишён возможности управлять ценой на собственный товар, а взамен снижения стоимости получает бонусы, которые можно использовать только внутри платформы. В Минпромторге считают, что такая практика ограничивает конкуренцию, и предлагают закрепить за продавцом право самостоятельно определять участие в акциях.
Также планируется запретить онлайн-площадкам принуждать владельцев пунктов выдачи заказов к открытию монобрендовых объектов.
Для создания равных условий конкуренции между маркетплейсами и традиционной розничной торговлей предлагается исключить стоимость логистики из 5-процентного вознаграждения, которое поставщики выплачивают торговым сетям. Это позволит сетевой рознице эффективнее конкурировать с онлайн-площадками, которые взимают отдельные платежи за доставку, хранение, продвижение и размещение товаров.
Для маркетплейсов планируется ввести антимонопольные ограничения, аналогичные тем, которые уже применяются к сетевой рознице при продаже продовольственных товаров. Речь о недопустимости ограниченного или неравного доступа продавцов на платформы, а также о запрете навязывания селлерам условий, ограничивающих их возможность заключать договоры поставки с другими площадками.
Власти хотят отменить обязанность региональных властей вести торговые реестры — базы данных с информацией о компаниях, прошедших проверку на легальность деятельности. Сейчас включение в такие реестры означает для бизнеса необходимость уплаты торгового сбора. В дальнейшем планируется оставить эту практику только в тех регионах, где она действительно востребована.
Документ нуждается в дополнении, а ряд положений — в исключении, заявил «Известиям» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов. Он уже направил отзыв организации в министерство.
АКИТ считает необходимым исключить запрет на монобрендовые пункты выдачи. Это противоречит принципам развития конкуренции, поскольку фактически запрещает продвижение собственного бренда площадки через франшизу и сводит к минимуму возможности контроля качества услуги по выдаче заказов. Более того, остановит развитие инфраструктуры в регионах. Возможность владельцев пунктов выдавать заказы сторонних интернет-магазинов и маркетплейсов уже реализована в действующих стандартах в формате саморегулирования.
Вопрос скидок и акций на маркетплейсах уже урегулирован законом о платформенной экономике, напомнили в пресс-службе объединённой компании Wildberries&Russ. С точки зрения компании, это регулирование является оптимальным и учитывающим одновременно интересы продавца и платформы. Какое-либо регуляторное ограничение скидок за счёт платформ попросту избыточно, поскольку они выгодны как продавцу, так и покупателю.
Принуждение владельцев ПВЗ к открытию только монобрендовых точек на платформе отсутствует, утверждают в Wildberries&Russ. Главное условие — соблюдение необходимого брендинга для правильной навигации покупателей.
Решение о предоставлении скидок покупателям на онлайн-площадках должен принимать продавец, отметили в пресс-службе Ozon. У этой платформы уже есть механизм, позволяющий любому предпринимателю отказаться от участия в акциях. Но оно не пользуется популярностью: отказались от скидок только 2% продавцов, причём шесть из десяти отказавшихся позже снова включили скидки за счёт Ozon.
Дорожная карта Минпромторга — своевременная и важная инициатива, рассказал «Известиям» председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов. АКОРТ в целом поддерживает предлагаемые меры по созданию единого подхода к регулированию розничной и платформенной торговли.
Действующий закон о торговле регламентирует главным образом оборот продуктов питания и работу торговых сетей. Сети выкупают у поставщиков продовольственные товары, соблюдают строгие требования по срокам оплаты товаров, возвратам, ограничениям на бонусы. У цифровых платформ, которые позиционируются как посредники, таких ограничений нет. Однако платформы становятся крупными участниками оборота продовольствия, и здесь возникает дисбаланс, который требует решения.
Главное, чтобы в процессе этого регулирования торговли не пострадали потребители, сказал «Известиям» руководитель Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Бизнес может договориться с властью. При этом и маркетплейсы, и сетевая розница смогут сохранить свои интересы, а покупатели при этом останутся без скидок. Вот такого не должно произойти, считает эксперт.
В дорожной карте отдельным блоком прописаны меры по снятию избыточных ограничений в отношении работы розничных рынков — им предлагается вернуть инвестиционную привлекательность. Помимо этого, планируется внедрить формат специализированных пивных ярмарок и фестивалей по аналогии с винными. Регулировать их деятельность будет отдельный федеральный закон.
В компании «Пивоварни Бочкарёв» рассматривают предложение по созданию специализированных пивных ярмарок как своевременную и потенциально эффективную меру поддержки отечественного пивоварения. Такие площадки выполняют сразу несколько ключевых функций: позволяют познакомить потребителей с локальными игроками рынка и новинками крупных компаний, обеспечить здоровую конкуренцию и создать пространство, где формируется культура осознанного потребления качественного продукта.
В пресс-службе «Балтики» сообщили, что компании известно о подготовке документа и инициативу по внедрению пивных ярмарок там поддерживают. Отечественная пивоваренная отрасль имеет уникальную историю развития, позволяющую успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями. Однако российские пивовары испытывают дефицит возможностей для представления достоинств своей продукции потребителям.
Источник: Известия
Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.
Похожие материалы:
- Депутаты КПРФ внесут законопроект о шестичасовом рабочем дне
- Бахрейн предложил российским компаниям площадку для экспорта продукции
- Новак заявил о снижении инфляционного давления в российской экономике
- Россия и Катар расширяют торговое и инвестиционное сотрудничество
- МВД напомнило о правилах финансовой безопасности в эпоху новых технологий
- Дагестан вошёл в топ-5 регионов по развитию промышленных кластеров
- Сбербанк направит 350 миллиардов рублей на развитие ИИ в 2026 году
- Минфин объявил параметры пенсионной индексации на следующий год





