Нет ничего плохого в том, чтобы быть «ничего — не знающим» инвестором, если вы это осознаёте. Проблема — это когда вы «ничего — не знающий» инвестор, а думаете, что что-то знаете.

— Уоррен Баффетт

Великобритания столкнулась с рекордным бюджетным дефицитом в 20% ВВП

Экономика Великобритании демонстрирует признаки системного финансового кризиса, о чем свидетельствует рекордный за последние десятилетия рост доходности государственных облигаций и беспрецедентный для мирного времени дефицит бюджета. Аналитики связывают текущие проблемы с долгосрочными последствиями выхода страны из Европейского союза и структурными изменениями в мировой экономике.

Доходность 30-летних государственных облигаций Великобритании достигла максимального уровня с 1988 года, составив 5,61%. Аналогичная ситуация наблюдается по всему спектру долговых инструментов: доходность 40-летних бумаг составляет 5,582%, 25-летних — 5,551%, двухлетних — 5,468%. При этом краткосрочные облигации показывают существенно более низкую доходность: пятилетние — 4,139%, трехлетние — 3,979%, годовые — 3,886%.

Подобная инверсная кривая доходности отражает недоверие финансовых рынков к долгосрочным перспективам британской экономики. Рост доходности облигаций означает падение их текущей стоимости и, соответственно, убытки для держателей государственного долга.

Бюджетная ситуация в стране приобрела критический характер. По итогам текущего года расходы британского бюджета должны превысить 60% валового внутреннего продукта при одновременном сокращении доходов казны ниже 40% ВВП. Это означает, что дефицит бюджета превысит 20% от ВВП — показатель, беспрецедентный для мирного времени.

Особую обеспокоенность вызывает рост расходов по обслуживанию государственного долга, которые составляют примерно 13% ВВП и почти 22% расходной части бюджета. Увеличение доходности государственных облигаций существенно увеличивает это финансовое бремя, создавая порочный круг роста долговых обязательств.

Возможности для увеличения бюджетных доходов остаются ограниченными на фоне экономических трудностей. Количество банкротств в 2024 году достигло уровня кризисного 2008 года, что свидетельствует о серьезных проблемах в реальном секторе экономики. Перспективы стимулирования экономического роста через смягчение кредитно-денежной политики также ограничены из-за роста инфляции и инфляционных ожиданий.

Эксперты связывают значительную часть текущих экономических проблем Великобритании с последствиями Brexit — выхода страны из состава Европейского союза, осуществленного в период с 2017 по 2020 годы. Это решение было продиктовано противоречиями между Великобританией и франко-германским альянсом внутри ЕС, а также расчетами Лондона на выгоды от участия в Транстихоокеанском партнерстве.

Исторически распад колониальной империи и утрата имперского рынка привели к стагнации британской экономики в 1950-1960-е годы. Вступление в Европейское экономическое сообщество в 1973 году временно решило эти проблемы, обеспечив доступ к общему рынку без тарифов и квот, приток иностранных инвестиций и интеграцию в европейские цепочки поставок.

Однако несовпадение британского видения «широкого, конкурентного, но неглубокого союза» с континентальным курсом на «все более тесный союз» создало долгосрочный политический диссонанс. Ситуация усугубилась после объединения Германии в 1990 году, расширения ЕС на восток в 2004-2007 годах и введения единой европейской валюты.

Выход из ЕС обошелся британской экономике дорого. Дополнительные нетарифные барьеры привели к росту издержек при импорте продовольствия, что обернулось дополнительными расходами в 2020-2023 годах в объеме 6-7 миллиардов фунтов стерлингов. Инвестиции упали в 2020-2021 годах на 23% и в 2022-2023 годах оставались ниже прогнозируемого уровня на 12-13%. Экспорт и импорт сократились по сравнению с прогнозами примерно на 15%.

Потери ВВП составили по различным оценкам от 2-3% в 2022 году до 4-5% в 2024-2025 годах. В результате британская казна недополучила примерно 40 миллиардов фунтов стерлингов налоговых поступлений.

Надежды на компенсацию потерь через участие в Транстихоокеанском партнерстве оправдались лишь частично. После отказа США от участия в соглашении у Лондона исчез главный лоббист британских интересов. Хотя Великобритания в феврале 2021 года подала заявку на вступление во Всеобъемлющее прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, соглашение для британских компаний вступило в силу лишь в декабре 2024 года, и то не со всеми ключевыми партнерами.

Дополнительным фактором давления на британскую финансовую систему стал отток капитала в США. С февраля по май 2025 года чистый приток инвестиций в американскую экономику составил 597,1 миллиарда долларов, из которых наибольшая доля — 151,9 миллиарда — пришлась на Великобританию.

Подобный отток финансовой ликвидности вынуждает британское казначейство предлагать повышенную доходность по государственным облигациям для привлечения инвесторов, что увеличивает бюджетные расходы на обслуживание долга и усугубляет финансовые проблемы страны.

Потеря Великобританией статуса глобального финансового центра и промышленного лидера ставит под вопрос долгосрочные перспективы экономического развития страны. Без доступа к крупным рынкам британская промышленность лишается возможностей для роста, а финансовый сектор сталкивается с усиливающейся конкуренцией и оттоком капитала.

Источник: Взгляд

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.




6 сентября 2025 00:12
поделиться...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x