Психологи рассказали, как помочь жертвам телефонных мошенников справиться с травмой
Материальный ущерб от действий телефонных мошенников исчисляется сотнями миллиардов рублей в год, но есть и другое, менее очевидное последствие — тяжелая психологическая травма, которую получают жертвы обмана. О том, как помочь пострадавшим справиться с этим состоянием, РИА Новости рассказали специалисты ко Дню психолога.
По оценкам Сбербанка, за неполный 2024 год россияне перевели телефонным аферистам около 250 миллиардов рублей. Во многих случаях мошенники, предположительно действовавшие с территории Украины, не только похищали средства, но и принуждали своих жертв совершать преступления — поджигать военкоматы или оскорблять памятники.
Психологический ущерб от действий мошенников огромен, хотя и сложно поддается измерению, в отличие от финансовых потерь. «Переживания человека, осознавшего, что его обманули, могут спровоцировать депрессию, бессонницу, расстройство пищевого поведения, что неизбежно сказывается и на физическом здоровье», — объясняет клинический психолог Виктория Кондрашина.
Хотя от телефонного мошенничества страдают десятки тысяч россиян, пока проблема психологической помощи пострадавшим в целом находится на периферии общественного внимания. Между тем опыт других стран, столкнувшихся с аналогичным вызовом, показывает, что ее масштаб может быть даже больше, чем представляется на первый взгляд.
Например, в Великобритании, где за 2023 год жертвы телефонных мошенников потеряли 460 миллионов фунтов стерлингов, примерно две трети пострадавших не сообщают о преступлении. Главная причина — чувство стыда и страх общественного осуждения, сравнимые с переживаниями жертв сексуального насилия.
Психологи подчеркивают, что обвинять себя в случившемся — абсолютно неправильно. «На удочку может попасть абсолютно любой человек. Когда работают профессионалы, весьма сложно противостоять их уловкам и технологиям», — говорит Лилия Шувалова из Университета «Синергия».
Чтобы справиться с травмой, специалисты советуют прежде всего признать свои чувства — страх, стыд, разочарование, вину — и прожить их, не пытаясь подавить. Также важно как можно скорее обратиться в банк и правоохранительные органы, чтобы попытаться компенсировать потери.
Огромное значение имеет поддержка близких, которые могут снизить эмоциональную нагрузку на пострадавшего. Однако здесь важно вести себя правильно: ни в коем случае нельзя осуждать и обвинять жертву, нужно быть максимально внимательным, говорить добрые слова и предлагать практическую помощь.
«Если пострадавший боится, важно вернуть ему ощущение безопасности — можно сменить номер телефона, замок на дверях. Но главное — не игнорировать», — подчеркивает Лилия Шувалова. По ее мнению, в России могли бы помочь специализированные горячие линии для оказания оперативной юридической и психологической помощи.
Проблема телефонного мошенничества приобрела угрожающий масштаб, и пока ее не удается полностью решить, несмотря на усилия государства и крупных компаний. А значит, будут новые жертвы, многим из которых потребуется не только возмещение финансового, но и залечивание морального ущерба. И здесь на первый план выходит способность общества протянуть руку помощи пострадавшим.
Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.
Похожие материалы:
- Российские ученые разработали технологию незамерзающих батарей для электромобилей
- ВКонтакте будет поощрять создателей оригинальных материалов
- Тревел-блогеры опровергли мифы о русофобии к путешественникам из России
- Росалкогольрегулирование предостерегло от закрытия алкомаркетов в России
- Круизные поезда становятся новым трендом в путешествиях по России
- В России планируют изменить правила предоставления рассрочки от застройщиков
- В России хотят ввести универсальный код для упрощения безналичных расчетов
- «OBI Россия» начнет продавать товары на Ozon, несмотря на спор за бренд с немецкой OBI GmbH