Вам не стоит владеть акциями компаний, если падение в цене на 50% в течении короткого периода времени причинит вам серьёзный стресс.

— Уоррен Баффетт

Российские беспилотные грузовики проехали 9,5 миллиона километров без ДТП

Правительство России продлило экспериментальный правовой режим для беспилотных грузовиков до 2028 года и расширило его на три региона. Главное нововведение — разрешение движения высокоавтоматизированных транспортных средств без присутствия человека в салоне. Соответствующее постановление опубликовано на официальном портале правовой информации.

Экспериментальный правовой режим позволяет беспилотным большегрузам курсировать по дорогам общего пользования. Такие машины появятся на дорогах в 2026 году, их суммарный пробег за два года должен составить 100 тысяч километров.

Расширение эксперимента

Постановление правительства №1790 продлевает ЭПР, запущенный в 2023 году для отработки технологий автономного вождения. В проекте, который курировал Министерство транспорта, участвовали крупные компании — «Магнит», ПЭК и другие. Они перевозили грузы по трассам М-11 и ЦКАД на 90 грузовиках марок «КамАЗ» и Navio. Суммарный пробег этих машин превысил 9,5 миллиона километров.

ЭПР должен был закончиться в текущем году, теперь его продлили до 2028 года. Расширяется и перечень регионов, где могут ездить машины без водителя. К пилотному проекту присоединились Башкирия, Пермский край и Свердловская область. Это связано с тем, что большегрузы в следующем году начнут ездить по трассе М-12, недавно продлённой до Екатеринбурга.

Механизм экспериментального правового режима был введён федеральным законом и действует с 2021 года. Он позволяет в пилотном режиме апробировать технологии, отступая от соблюдения норм законодательства. Сейчас действует несколько ЭПР в области транспорта, включая испытания беспилотных грузовиков, трамваев, роботакси и беспилотных авиационных систем.

Две категории автономных грузовиков

Ключевое нововведение касается условий испытаний беспилотных большегрузов. Постановление предусматривает два типа высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС).

ВАТС первой категории — машины, которые раньше могли ездить только с испытателем на месте водителя. Он подстраховывал работу программного обеспечения. Теперь водителям разрешается сидеть на месте пассажира. Это правило касается грузовиков, которые ездят сейчас по М-11 и ЦКАД.

ВАТС второй категории — технологически более продвинутые транспортные средства, управление которыми может быть доверено целиком автоматике при удалённой маршрутизации. Присутствие человека в салоне необязательно. Появление таких машин на дорогах ожидается в 2026 году.

Требования безопасности

Введены более жёсткие требования к транспортным средствам. Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий автономная машина теперь должна уметь совершать «маневр минимального риска» — соответствующий термин внесён в постановление.

Речь идёт о последовательности действий, направленных на минимизацию рисков ДТП в случае критического сбоя в работе автоматизированной системы. После выполнения этих действий машина должна безопасно остановиться. При этом программное обеспечение должно понимать, что сзади двигается другая машина, и она может врезаться в грузовик.

Правительство теперь также будет получать от владельцев ВАТС раз в полгода отчёт с информацией о количестве ДТП с участием беспилотных машин и о том, как часто водитель-испытатель принимал на себя управление при отказе электроники. Сам водитель-испытатель не должен иметь судимости — это требование вводится впервые.

К концу пилотного проекта все участвующие ВАТС первой категории должны проехать суммарно не менее 17,6 миллиона километров, второй — не менее 100 тысяч километров. Такой прогноз правительство прописало в вышедшем постановлении.

Позиция чиновников

«Развитие беспилотных грузоперевозок — одно из главных направлений развития высокотехнологичного транспорта,— заявил глава Минтранса Андрей Никитин.— Мы экономим топливо, ускоряем логистику и повышаем безопасность на дорогах, поскольку искусственный интеллект может работать круглосуточно, исключая риск возникновения человеческого фактора».

«За два года испытаний технология беспилотных грузовиков продемонстрировала стабильность, прогнозируемость дорожного поведения,— добавляет директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.— Мы протестировали экономическую модель их применения. Полученный опыт позволяет уверенно двигаться вперед и формировать полноценную нормативную базу для отрасли».

Директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин рассказал изданию «Коммерсантъ», что за время эксперимента было перевезено более 20 тысяч тонн грузов, при этом не зарегистрировано ни одного ДТП по вине большегрузов.

«Достигнутая степень технологической зрелости ВАТС позволила пересмотреть условия эксперимента и перейти к использованию более доверенных и апробированных решений, что позволит исключить инженера-испытателя из салона транспортного средства», — пояснил Волошин.

Перспективы регулирования

Следующим шагом станет принятие федерального закона о регулировании беспилотных автомобилей, над которым Минтранс работает уже несколько лет. В документе опишут правила, которые коснутся всех типов беспилотных авто при езде по всем автодорогам. В нём же пропишут и ответственность за ДТП.

Ведомство обещает внести документ в правительство в первом квартале 2026 года. Впрочем, ранее назывались другие сроки, которые несколько раз уже переносились.

Успешное завершение эксперимента и переход к полноценному законодательному регулированию могут стать важным шагом в развитии автономного транспорта в России. Это откроет возможности для масштабного внедрения технологий беспилотного вождения в логистической отрасли.

Источник: Коммерсант

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.




17 ноября 2025 10:28
поделиться...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x