Рейтинг российских интернет-компаний, больше всех заработавших в 2011 году.
За последние годы русский интернет превратился из места общения и развлечения немногих в перспективный и быстрорастущий рынок. Два лидера Рунета вышли на биржи Нью-Йорка и Лондона, небольшие по мировым меркам стартапы привлекли сотни миллионов долларов инвестиций, сам рынок в целом рос на 40% в год и более. Интернет становится хотя пока не очень большой, но все же вполне самостоятельной отраслью национальной экономики.
Однако даже самые успешные компании русского интернета на порядки отстают как от мировых лидеров отрасли, так и от российских компаний в других отраслях. По оценкам Boston Consulting Group, весь потребительский интернет в России в 2009 году заработал меньше, чем практически любая крупная корпорация или, скажем, компания Google. Где на самом деле находятся компании Рунета? Мы попытались ответить на этот вопрос, оценив выручку российских интернет-компаний.
Яндекc
Генеральный директор Аркадий Волож
Год основания 2000
Сотрудники 3500
Выручка $690 млн
В мае прошлого года крупнейший поисковик Рунета, созданный Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем, успешно провел IPO на Nasdaq. Компанию оценили в $11,4 млрд, акционеры получили $919,35 млн, сама компания — $385 млн, а ее основатели стали миллионерами. Осенью «Яндекс» начал экспансию за пределами СНГ, открыв офис в Турции. Но с конца прошлого года компанию преследуют неудачи, хотя пока и мелкие: сначала Google стал отыгрывать долю на рынке поиска, а в ноябре 2011 года, по данным TNS, Mail.ru обошел «Яндекс» по месячной аудитории: аудитория Mail.ru составила 29,427 млн человек, а у «Яндекса» — лишь 29,393 млн. Разрыв минимальный, но уже в декабре он удвоился и достиг 60 000 пользователей (29,969 млн против 29,909 млн).
Mail.ru Group
Генеральный директор Дмитрий Гришин
Год основания 2005
Сотрудники 1850
Выручка $515 млн
В 2011 году Mail.ru рассорился с основателями соцсети «ВКонтакте», в которой является портфельным инвестором. Поводом послужило заявление Дмитрия Гришина о том, что он хочет поглотить сеть. Это не помешало запланированному выкупу акций «ВКонтакте» и доведению пакета Mail.ru до 39,99%. Среди других новостей от Mail.ru — запуск «убийцы Twitter», сервиса микроблогов Futubra, который позволяет публиковать фотографии и видео. Акционеры с нетерпением ждут IPO Facebook (холдинг владеет в нем миноритарным пакетом), так как это событие гарантированно увеличит стоимость акций Mail.ru на Лондонской бирже.
Утконос
Год основания 2000
Сотрудники 3500
Выручка $300 млн
Изначально компания, основным акционером которой является Алексей Мордашов, развивала как интернет-торговлю, так и небольшие магазины у дома. Но постепенно стало понятно, что основную выручку приносят заказы на сайте. С 2010 года «Утконос» сократил число розничных точек с 160 до 60. В некоторых в декабре открылись франчайзинговые магазины «Перекресток». Одновременно компания начала принимать к оплате банковские карты, закрыла пункты выдачи товаров, где средняя сумма покупки была невысока, и стала торговать товарами среднего и высокого ценового сегмента. Выручка за год почти не выросла.
AnywayAnyday
Год основания 2008
Сотрудники 100
Выручка $189 млн
Авиабилеты — главный (с большим отрывом) товар, за который жители России готовы платить в интернете. Сейчас большую часть заказов обрабатывают сайты авиакомпаний, а почти весь остальной пирог делят два основных игрока — AnywayAnyday и Ozon.travel. Среди совладельцев AnywayAnyday — зерновой трейдер Кирилл Подольский и фонд Tiger, купивший в 2010 году 40% компании за $10 млн. Помимо билетов, AnywayAnyday занимается бронированием отелей, но пока не может конкурировать даже в России с международным гигантом Booking.com. В 2012 году компания надеется довести оборот до $400 млн и только тогда сможет соревноваться с другими по валовой прибыли: у продавцов авиабилетов маржа очень низкая.
Озон
Генеральный директор Маэль Гавэ
Год основания 1998
Сотрудники 1500
Выручка $184 млн
За последний год старейший интернет-магазин Рунета сменил руководителя — новым гендиректором стала 33-летняя француженка, выпускница Сорбонны и парижского Института политологии Маэль Гавэ — и привлек самые масштабные инвестиции за свою историю. В сентябре пул инвесторов, включающий Ru-Net Holdings Леонида Богуславского, Index Ventures и легендарную японскую компанию Rakuten, вложили в «Озон» $100 млн: в четыре раза больше, чем за 13 лет существования магазина. Деньги обещают потратить на агрессивный рост и, возможно, приобретения. На момент подготовки этого номера Forbes «Озон» вел переговоры о покупке интернет-магазина обуви Sapato.ru (оборот в 2011 году — $26 млн). Заметную часть выручки «Озону» приносит подразделение, продающее билеты, — Ozon.travel.
Холодильник.ру
Генеральный директор Валерий Ковалев
Год основания 2003
Сотрудники 700
Выручка $166 млн
Холодильник.ру — столичная компания. Москвы и Петербурга вполне достаточно (на них приходится больше 95% оборота), чтобы сайт был главным продавцом крупной бытовой техники в русском интернете. Главные конкуренты — крупные розничные сети, которые постепенно приходят и в сеть. Но пока компания растет быстрее рынка: +50% за 2011 год. Еще одна отличительная особенность «Холодильника» — почти семейная структура собственности: главе компании Валерию Ковалеву и его жене принадлежит 72%, еще 28% — третьему партнеру. Офлайновый бизнес, который появился раньше сайта, приносит существенно меньше, чем интернет, и растет медленнее.
KupiVIP
Генеральный директор Оскар Хартманн
Год основания 2008
Сотрудники 800
Выручка $160 млн
Магазин распродаж брендовой одежды создан сотрудником BCG Оскаром Хартманном в 2008 году, скопировавшим идею самой успешной европейской интернет-компании — французской Vente Privee. Каждый день сайт выставляет на продажу ограниченное количество позиций сравнительно дешевой одежды из старых коллекций престижных брендов. KupiVIP — один из чемпионов Рунета и по скорости роста (оборот $100 млн был достигнут на третий год существования), и по скорости привлечения инвестиций — уже больше $85 млн. Среди инвесторов — один из первооткрывателей Facebook фонд Accel Partners. Оскар Хартманн является совладельцем еще одной компании из рейтинга — Sapato.
ВКонтакте
Генеральный директор Павел Дуров
Год основания 2006
Сотрудники 200
Выручка $152 млн
Российская соцсеть №1 сменила логотип и получила новый «международный» адрес — vk.com. В январе ее основатель Павел Дуров впервые публично выступил перед западной публикой на интернет-конференции DLD в Мюнхене, где объявил, что жертвует $1 млн веб-энциклопедии Wikipedia. Эти события выглядели как рекламная кампания «ВКонтакте» перед захватом новых территорий, но более существенных признаков выхода соцсети на международные рынки пока не видно. На внутреннем рынке злейшие конкуренты Дурова — «Одноклассники» — до минимума сократили отрыв от «ВКонтакте» по суточной аудитории.
РБК
Год основания 1993
Сотрудники 2500
Выручка $150 млн
Компании принадлежит более 25 интернет-ресурсов. Основные — деловой портал Rbc.ru (20,2 млн посетителей в месяц), новостной агрегатор Readme.ru (11,7 млн), ежедневная газета Utro.ru (9,2 млн) и сайт знакомств Loveplanet.ru (4,9 млн человек). РБК также принадлежит интернет-мессенджер Qip.ru и ряд активов за пределами интернета — канал РБК-ТВ, журналы РБК, «Идеи вашего дома» (1,9 млн человек) и др. Летом 2010 года контроль над РБК получила группа «Онэксим» Михаила Прохорова, заплатившая $80 млн и договорившаяся с кредиторами о реструктуризации задолженности на $220 млн. В 2011 году сама РБК приобрела хостинг-провайдера и регистратора доменов Hosting Community, доля которого на рынке оценивается более чем в 20%.
Biglion
Год основания 2010
Сотрудники 1200
Оборот $140 млн
Весной 2010 года после оглушительного взлета американского скидочного проекта Groupon в России появилось сразу несколько купонных сервисов. Один из них — Darberry — через несколько месяцев после запуска был куплен своим американским прототипом, а другой — Biglion — стал к концу 2011 года лидером российского рынка. В 2012 году Biglion, среди инвесторов которого Ru-Net Holdings Леонида Богуславского и легендарный инвестор «Яндекса» и Mail.ru фонд Tiger, будет помимо услуг массово продавать товары со скидкой и для этого даже построил собственный склад. Рентабельность от этого может упасть (производители товаров не готовы отдавать сервису половину стоимости проданных купонов), но оборот точно вырастет.
Источник: www.forbes.ru
МСП Банк, дочерняя структура Корпорации МСП (КМСП), начал реализацию программы льготного кредитования малого и среднего…
Введенные США санкции против Газпромбанка могут привести к прекращению поставок российского газа в Молдавию накануне…
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за первые три квартала 2024 года российские потребители израсходовали…
В условиях санкционных ограничений и девальвации рубля российские инвесторы ищут возможности для диверсификации портфелей по…
По данным государственного таможенного управления (ГТУ) КНР, Китай существенно нарастил поставки яблок и груш в…
Промсвязьбанк (ПСБ) объявил о возобновлении приема заявок на ипотечные кредиты в рамках государственной программы "Семейная…
View Comments
РБК - крупная медиа-компания с множеством интернет-ресурсов и активов за пределами интернета. Была приобретена группой "Онэксим" и успешно реструктурирована. В 2011 году также приобрела хостинг-провайдера Hosting Community. Biglion - один из многих купонных сервисов, появившихся в России после успеха Groupon.