ФАС изучает практику скидок маркетплейсов после жалоб торговых ассоциаций
Федеральная антимонопольная служба приступила к детальному анализу механизмов предоставления скидок крупнейшими интернет-площадками после обращений торговых объединений с требованиями ограничить подобную практику. Об этом сообщило издание «Коммерсант-Review», которое провело анализ позиций различных участников рынка по данному вопросу.
Конфликт интересов между традиционной розницей и цифровыми платформами достиг уровня государственного регулятора в феврале текущего года, когда Российская ассоциация торговых сетей и товаропроизводителей (РАТЭК) направила в антимонопольную службу официальную жалобу на деятельность маркетплейсов.
Представители ассоциации указывают на практику предоставления интернет-площадками существенных скидок за счет собственных финансовых ресурсов, что приводит к искусственному снижению стоимости товаров до уровня, который они характеризуют как нерыночный. Подобные действия маркетплейсов, по мнению членов РАТЭК, представляют собой незаконную демпинговую практику и неправомерное вмешательство в ценовую политику третьих лиц.
«Искусственное занижение цен способствует перетоку покупателей на площадки маркетплейсов, что, например, привело к падению продаж электроники и бытовой техники в розничных магазинах в 2024 году на 16% в натуральном выражении», — отмечается в материалах обращения.
Директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов подчеркивает, что организация не выступает против маркетплейсов как торгового формата, однако настаивает на обеспечении добросовестных условий конкуренции. По его словам, проблема заключается в том, что финансовые институты начинают дотировать свои экосистемы завышенными скидками, что может привести к полной ликвидации традиционной дистрибуции.
«Сначала потребитель получает вроде бы плюсы от больших скидок, но потом он может столкнуться с отсутствием как предложения, так и нормальных цен», — предупреждает представитель ассоциации.
Инициативу РАТЭК поддержала Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), которая предложила ФАС установить законодательное ограничение на инвестиции маркетплейсов в скидочные программы на уровне 10 процентов от годового оборота компаний.
Председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов считает недостаточным простое уведомление продавцов о планируемых скидках. «Важно законодательно ограничить предельный объем вложений крупнейших платформ в глубокие скидки, установить прозрачные и единые для всех условия их предоставления», — заявил он.
Среди дополнительных мер АКОРТ предлагает распространить действие Закона о торговле на продовольственные товары, которые маркетплейсы приобретают в собственность, а также обязать цифровые платформы проверять коды маркировки товаров, проходящих через их логистическую инфраструктуру.
Исполнительный директор ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Востриков поддерживает необходимость регулирования, отмечая вред от стихийных скидок, которые поставщики не могут контролировать. «Если не отрегулировать скидки на маркетплейсах, то в среднесрочной перспективе это приведет к снижению конкуренции на рынке и рискам банкротств поставщиков», — предупреждает эксперт.
Представители маркетплейсов отвергают обвинения в недобросовестной конкуренции, указывая на аналогичные практики традиционной розницы. В пресс-службе Ozon подчеркивают, что дополнительные скидки помогают продавцам развиваться быстрее, а покупателям — приобретать товары по выгодным ценам.
«Это классическая механика на рынке, и много лет ее развивал офлайн-ритейл: все мы знаем про промо, желтые ценники в магазинах и так далее — мы делаем то же самое, только в онлайне», — комментируют в компании.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов также выступает против государственного регулирования скидок, считая, что подобные меры создадут негативный прецедент и станут неоправданным вмешательством государства в рыночные механизмы.
Мнения независимых экспертов по данному вопросу разделились. Специалист по ритейлу Михаил Лачугин признает обоснованность опасений традиционной торговли, но отмечает спорность вопроса о регулировании скидок, которые маркетплейсы предоставляют за собственный счет.
Эксперт Комитета по малому и среднему предпринимательству Госдумы Мурат Дударев обращает внимание на структурные преимущества онлайн-торговли, включая использование гражданско-правовых договоров и самозанятых, что позволяет экономить на социальных взносах и направлять средства на скидочные программы.
Представители ФАС сообщили изданию, что в 2024 году служба рассмотрела значительное количество жалоб на действия ведущих организаций интернет-торговли и выдала предупреждения за навязывание продавцам невыгодных условий. «Служба подробно изучает практику ведущих компаний интернет-торговли по предоставлению скидок за счет собственных средств на предмет ее соответствия требованиям антимонопольного законодательства», — подчеркнули в ведомстве.
Источник: Коммерсант
Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.
Похожие материалы:
- Маркетплейсы готовятся к новому регулированию в 2026 году
- Банк России ввел лимиты на крупные переводы без полной идентификации
- Госдума рассмотрит законопроект о внедрении цифрового рубля в бюджетные расчеты
- Минвостокразвития: Приамурье получит солнечные и ветровые электростанции
- Госдума одобрила поэтапное внедрение цифрового рубля в первом чтении
- ЦБ и коммерческие банки разделят контроль за цифровым рублем
- Россия вышла в лидеры по поставкам огурцов в Польшу в марте 2025 года
- Аналитики недвижимости зафиксировали дисконты до 20-25% при покупке без ипотеки