Люди забывают, что всегда есть покупатель на каждого продавца и там, где один потерял, другой приорёл.

— Уоррен Баффетт

Центр мирового соперничества смещается из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион

Эпицентр глобальной геополитической конкуренции перемещается с европейского театра в Азиатско-Тихоокеанский регион, где разворачивается новая фаза противостояния между крупнейшими мировыми экономиками. Согласно свежим расчетам Международного валютного фонда, в период до 2029 года страны АТР обеспечат семь десятых общемирового прироста валового внутреннего продукта, в то время как вклад Европейского союза не превысит восьми процентов.

Азиатский континент уже сегодня демонстрирует экономическое доминирование в ключевых отраслях мирового хозяйства. Свыше половины всей планетарной промышленной продукции изготавливается именно в этом регионе, здесь же обрабатывается порядка 60 процентов мирового контейнерного экспорта. Особое значение имеет акватория Южно-Китайского моря, через которую ежегодно транспортируются товары на общую сумму пять триллионов долларов.

В эпицентре этой экономической активности находится Китайская Народная Республика, которая американским руководством рассматривается как основной стратегический соперник на грядущее столетие. Вашингтон активно разрабатывает механизмы сдерживания китайского экономического роста, что создает угрозу серьезных потрясений для международной экономики и глобальных транспортных систем.

Несмотря на то что ни Соединенные Штаты, ни Китай не заинтересованы в открытом военном столкновении, обе державы планомерно наращивают свои силовые возможности в регионе. Американская сторона концентрирует до двух третей корабельного состава военно-морских сил в Тихоокеанском бассейне и укрепляет оборонительный потенциал Тайваня. Пекин отвечает серийным вводом в строй современных эсминцев, развертыванием передовых ракетных систем и увеличением ядерного арсенала.

Характерной особенностью нынешнего этапа соперничества становится его смещение в так называемую серую зону — пространство между миром и войной. Ключевым направлением американского давления на Китай выступает морская логистика Восточной и Юго-Восточной Азии. Через стратегически важный Малаккский пролив проходит до 80 процентов нефтяного импорта КНР и значительная доля китайских экспортных грузов.

Эта транспортная артерия представляет собой наиболее уязвимое место китайской экономики: даже резкое повышение страховых тарифов или кибернетическая атака на шанхайский порт способны нанести экономике Поднебесной ущерб в сотни миллиардов долларов в течение одних суток.

Американские военные специалисты разрабатывают полуавтономные катера-эскорты, оборудованные разведывательными беспилотниками и ракетным вооружением, формально предназначенные для защиты коммерческого судоходства. Фактически эти системы могут использоваться для ограничения морского движения без формального объявления блокады, что с позиций международного морского права считается легитимным.

Последствия гибридного соперничества в сфере морской логистики уже проявляются на практике. Весной текущего года страховые премии для судов, следующих через акваторию Красного моря, достигли двух процентов от стоимости судна, что превышает уровень 2023 года в 27 раз. Вашингтон стремится сократить нефтяной экспорт Ирана в КНР, ограничивая движение танкерного флота.

Даже при отсутствии прямого военного конфликта дестабилизация обстановки в районе Малаккского пролива может спровоцировать рост страховых и фрахтовых ставок, что серьезно затронет мировую торговлю.

Военный сценарий развития событий в регионе угрожает полной дезорганизацией морской логистики и может привести к переориентации части грузопотоков на евразийский сухопутный коридор. Однако пропускные возможности наземного маршрута остаются ограниченными: весь маршрут между Китаем и Европейским союзом в 2024 году обеспечил перевозку менее трех процентов азиатского контейнерооборота.

Российская Федерация имеет потенциал для расширения наземной транспортной артерии, предназначенной для китайских товаров, путем развития пограничных переходов, модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали, увеличения подвижного состава и углубления цифровой интеграции с соседними государствами.

В качестве альтернативы часто рассматривается Северный морской путь, однако его потенциал пока остается ограниченным. В 2024 году через СМП прошло менее 0,3 процента мирового грузооборота, а грузоподъемность ледокольных судов в пять раз уступает контейнеровозам, использующим южные маршруты.

Морской транспорт остается наиболее уязвимым элементом глобальной экономики в условиях нарастающего соперничества между США и КНР. Соединенные Штаты стремятся спровоцировать Китай на конфронтационные действия, применяя гибридные инструменты воздействия. Китай сохраняет зависимость от морской торговли и активно ищет возможности расширения сухопутных транспортных путей.

Детальный анализ возможностей и рисков, которые эти процессы создают для России, представлен в аналитическом докладе «Сценарии противостояния КНР и США: последствия для России», подготовленном при поддержке транспортно-логистического холдинга ГК «Дело». Полная версия исследования будет доступна с 9 июня на интернет-ресурсе консалтингового агентства МГИМО «Евразийские стратегии».

Источник: Коммерсант

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.




9 июня 2025 16:03
поделиться...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x