Финляндия понесла крупнейшие в ЕС потери от разрыва связей с Россией
Торговая палата Финляндии признала, что страна пострадала сильнее других государств Евросоюза от прекращения экономического сотрудничества с Россией, сообщает РИА Новости. Многие крупные компании оказались на грани банкротства, а общие убытки достигли миллиардов долларов.
Директор Центральной торговой палаты Юхо Ромакканиеми констатировал тесную взаимосвязь финской экономики с российским рынком, что и стало причиной масштабных проблем. По данным РИА Новости, из более чем двух тысяч компаний, ранее поставлявших продукцию в Россию, работу продолжают менее ста предприятий.
Конфедерация промышленности Финляндии оценила совокупный ущерб в четыре миллиарда долларов. Наиболее пострадавшими секторами стали пассажирские перевозки, логистика, машиностроение, производство подъемно-транспортного оборудования, судостроительная отрасль и поставщики технологий для добывающей промышленности.
Крупнейшие финские корпорации вынуждены были кардинально пересматривать бизнес-стратегии. Значительные убытки понесли энергетическая компания Fortum, строительный концерн YIT и национальный авиаперевозчик Finnair.
Управляющий партнер Центра правовой поддержки внешнеэкономической деятельности «ПравоВЭД» Дмитрий Светлов привел статистические данные, свидетельствующие о катастрофическом падении экспорта. К марту 2022 года поставки машин, оборудования и электроники сократились на 63 процента. Существенно уменьшились объемы экспорта сельскохозяйственной продукции, особенно молочных товаров.
Приграничные регионы, экономика которых была ориентирована на торговлю, логистику и туристические услуги для российских граждан, столкнулись с волной банкротств среди малого и среднего бизнеса. Пограничные переходы с Россией, закрытые в 2023 году на временной основе, весной 2024 года получили статус бессрочно закрытых.
Профессор Финансового университета при правительстве России Надежда Капустина отметила, что промышленные гиганты KONE и Wärtsilä были принуждены свернуть операции и пересмотреть стратегии развития. Порты Хельсинки и Котка зафиксировали резкое снижение грузооборота, а железнодорожное сообщение через границу полностью прекратилось, нанеся удар по всей транспортной инфраструктуре.
Туристическая отрасль переживает глубочайший кризис. Региональный совет Южной Карелии подсчитал, что в 2024 году экономический ущерб от отсутствия российских туристов составляет миллион евро ежедневно. Ассоциация предпринимателей Южной Карелии прогнозирует, что для восстановления торгово-экономических связей потребуется минимум десять лет после возможного открытия восточной границы.
По словам Капустиной, географическая близость и исторически сложившиеся торговые маршруты создавали естественные конкурентные преимущества для финского бизнеса. Была сформирована целая инфраструктура, рассчитанная на обслуживание российских покупателей, приобретавших широкий спектр потребительских товаров.
Особенно тяжелые последствия затронули лесопромышленный комплекс страны. Россия традиционно являлась крупнейшим потребителем финской целлюлозы, бумаги и картона. Ведущие производители UPM и Stora Enso вынуждены были экстренно перестраивать логистические цепочки и искать альтернативные рынки сбыта.
Санкционные ограничения Евросоюза лишили Финляндию российской древесины. Эмбарго на лесоматериалы было введено в рамках пятого пакета санкций в 2022 году. До этого Россия занимала второе место по объемам поставок после Китая. По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 году экспорт лесоматериалов в недружественные страны составил 504 миллиона евро, из которых 374,5 миллиона приходилось на Финляндию.
Для компенсации дефицита сырья финские власти увеличили вырубку собственных лесов до 65 миллионов кубометров в 2024 году, что на 11 миллионов превышает прошлогодний показатель. Параллельно наращиваются закупки в Латвии, Эстонии и Турции, однако полностью заместить российские поставки не удается.
По информации организации Metsäkeskus, санкционные меры привели к росту цен на древесину в среднем на 10 процентов. Стоимость наиболее дефицитной балансовой древесины, необходимой для производства целлюлозы, выросла сразу на 20 процентов.
Банк Финляндии констатировал сокращение лесной промышленности на 10 процентов. В 2023 году зарубежные поставки древесины не превысили 40 процентов от уровня 2019 года, а увеличение внутренней вырубки не устранило дефицит сырья.
Тем временем Россия в 2023 году увеличила экспорт древесины и изделий из нее в дружественные государства на треть, до четырех миллиардов долларов. Крупнейшим импортером стал Китай с объемом 14 миллионов кубометров. Узбекистан закупил два миллиона кубометров, Казахстан — 1,1 миллиона. Значительно возросли объемы поставок в Индию и Южную Корею.
В Финляндии фиксируется рост цен на отдельные товары на десятки процентов. По мнению экономистов, финский бизнес оказался в сложном положении между санкциями ЕС и российскими контрмерами. Ситуация в стране стала наглядным примером того, как малая экономика может пострадать от геополитической нестабильности.
Несмотря на официальные заявления о контроле над ситуацией и компенсации потерь за счет развития других рынков, реальные цифры свидетельствуют о серьезных структурных проблемах финской экономики, вызванных разрывом исторически сложившихся торгово-экономических связей.
Источник: РИА Новости
Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.
Похожие материалы:
- Российские туристы стали активнее посещать азиатские страны
- В Суйфэньхэ строят крупный китайско-российский логистический центр
- Индия возобновила закупки российской нефти после временного сокращения
- Безвизовый режим увеличил популярность Иордании среди россиян
- ЕС обязался закупать американские энергоносители на $750 млрд
- Мировой гольф-туризм расширяет географию элитных направлений
- Норвежский пенсионный фонд отказался от инвестиций в Израиль
- Российские туристы показали рекордный рост поездок на Бали