Нет ничего плохого в том, чтобы быть «ничего — не знающим» инвестором, если вы это осознаёте. Проблема — это когда вы «ничего — не знающий» инвестор, а думаете, что что-то знаете.

— Уоррен Баффетт

Исследование ИНИОН РАН выявило неоднозначное восприятие России в учебниках истории зарубежных стран

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) провел масштабное исследование под руководством доктора наук Владимира Аваткова, изучив представление России в учебниках истории стран Ближнего и постсоветского Востока, а также Китая.

Разиль Гузаеров, младший научный сотрудник ИНИОН РАН и один из соавторов исследования, в интервью РБК отметил, что в учебниках стран постсоветского пространства Россия часто изображается как колониальное государство, угнетавшее народы на присоединенных территориях. По мнению исследователей, такая подача информации может способствовать формированию негативного отношения к России и потенциально привести к развитию ксенофобии и русофобии.

Анализ учебников разных стран показал следующие тенденции:

  1. Казахстан: В учебниках для 8-х классов Российская империя представлена как страна, стремившаяся использовать Казахстан в своих военных и экономических интересах. Политика СССР также подвергается критике, особенно в связи с голодом 1921 года.
  2. Азербайджан: Установление советской власти описывается как «военное вторжение». Россия часто представляется как причина карабахского конфликта и других негативных событий XIX-XX веков.
  3. Узбекистан: Присоединение Средней Азии к Российской империи характеризуется как насильственное завоевание. Авторы учебников оспаривают положительное влияние России на развитие региона.
  4. Киргизия и Таджикистан: В этих странах влияние России описывается более позитивно. Отмечается вклад СССР в развитие народного хозяйства, образования и промышленности.
  5. Израиль: Российская империя и СССР представлены как антисемитские государства, при этом многие положительные аспекты отношений между странами игнорируются.
  6. Иран: Российская политика часто ассоциируется с вмешательством во внутренние дела страны. Русско-персидские войны рассматриваются как символ колониального подавления.

Мурад Садыгзаде, президент Центра ближневосточных исследований и преподаватель НИУ ВШЭ, комментируя результаты исследования, отметил, что такое описание событий в учебниках истории не является искажением фактов, а скорее их трактовкой с позиции проигравших государств. Он подчеркнул, что это не обязательно означает резко негативное отношение этих стран к России и ее народу.

Исследование ИНИОН РАН вызвало дипломатические дискуссии. В частности, МИД России раскритиковал армянский учебник истории для 8-го класса за искаженное изложение событий на Южном Кавказе конца XVIII — начала XIX века. В результате авторы учебника обещали внести изменения.

Константин Затулин, первый заместитель главы комитета Госдумы по делам СНГ, выразил обеспокоенность трактовками истории России в зарубежных учебниках. Он призвал Минпросвещения и МИД реагировать на «недружественные явления» в жизни соседних государств.

Исследование ИНИОН РАН подчеркивает важность объективного освещения исторических событий в учебниках и необходимость диалога между странами для формирования сбалансированного взгляда на общую историю.

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии







Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.




28 сентября 2024 12:12
поделиться...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x