Исследование ИНИОН РАН выявило неоднозначное восприятие России в учебниках истории зарубежных стран
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) провел масштабное исследование под руководством доктора наук Владимира Аваткова, изучив представление России в учебниках истории стран Ближнего и постсоветского Востока, а также Китая.
Разиль Гузаеров, младший научный сотрудник ИНИОН РАН и один из соавторов исследования, в интервью РБК отметил, что в учебниках стран постсоветского пространства Россия часто изображается как колониальное государство, угнетавшее народы на присоединенных территориях. По мнению исследователей, такая подача информации может способствовать формированию негативного отношения к России и потенциально привести к развитию ксенофобии и русофобии.
Анализ учебников разных стран показал следующие тенденции:
- Казахстан: В учебниках для 8-х классов Российская империя представлена как страна, стремившаяся использовать Казахстан в своих военных и экономических интересах. Политика СССР также подвергается критике, особенно в связи с голодом 1921 года.
- Азербайджан: Установление советской власти описывается как «военное вторжение». Россия часто представляется как причина карабахского конфликта и других негативных событий XIX-XX веков.
- Узбекистан: Присоединение Средней Азии к Российской империи характеризуется как насильственное завоевание. Авторы учебников оспаривают положительное влияние России на развитие региона.
- Киргизия и Таджикистан: В этих странах влияние России описывается более позитивно. Отмечается вклад СССР в развитие народного хозяйства, образования и промышленности.
- Израиль: Российская империя и СССР представлены как антисемитские государства, при этом многие положительные аспекты отношений между странами игнорируются.
- Иран: Российская политика часто ассоциируется с вмешательством во внутренние дела страны. Русско-персидские войны рассматриваются как символ колониального подавления.
Мурад Садыгзаде, президент Центра ближневосточных исследований и преподаватель НИУ ВШЭ, комментируя результаты исследования, отметил, что такое описание событий в учебниках истории не является искажением фактов, а скорее их трактовкой с позиции проигравших государств. Он подчеркнул, что это не обязательно означает резко негативное отношение этих стран к России и ее народу.
Исследование ИНИОН РАН вызвало дипломатические дискуссии. В частности, МИД России раскритиковал армянский учебник истории для 8-го класса за искаженное изложение событий на Южном Кавказе конца XVIII — начала XIX века. В результате авторы учебника обещали внести изменения.
Константин Затулин, первый заместитель главы комитета Госдумы по делам СНГ, выразил обеспокоенность трактовками истории России в зарубежных учебниках. Он призвал Минпросвещения и МИД реагировать на «недружественные явления» в жизни соседних государств.
Исследование ИНИОН РАН подчеркивает важность объективного освещения исторических событий в учебниках и необходимость диалога между странами для формирования сбалансированного взгляда на общую историю.
Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.
Похожие материалы:
- Франция планирует сократить бюджетные расходы из-за рекордного госдолга
- Израиль созывает Кабинет безопасности для обсуждения ответа Ирану
- Финляндия: производство фанеры сокращается из-за низкой рентабельности
- Посольство России в Иране призвало соотечественников соблюдать меры безопасности
- Палатка ученого не устояла перед атакой муравьев в джунглях Перу
- Охотники засняли на видео пропавшую три года назад семью в Новой Зеландии
- Российский фотограф стал победителем Wildlife Photographer of the Year
- Наводнение в Сахаре: пустыня затоплена впервые за десятилетия