Российский бизнес осторожно осваивает рынки «дружественных» стран
Российские компании проявляют сдержанность в развитии бизнеса на территории «дружественных» юрисдикций, предпочитая работать на уже освоенных рынках. Согласно исследованию «Актион Финансы» (входит в группу «Актион»), большинство предприятий, ведущих деятельность в этих странах, открыли свой бизнес там еще до 2022 года. В опросе приняли участие 1,2 тысячи респондентов из сфер производства (32%), оптовой торговли (31%) и услуг (29%).
По данным исследования, только у 34% российских компаний есть опыт работы в «дружественных» странах за последние два года, при этом еще 19% выразили желание выйти на эти рынки в будущем. Наиболее популярными направлениями для ведения бизнеса стали Казахстан (40%), Белоруссия (35%) и Китай (31%). Менее распространены деловые связи с Киргизией (13%), ОАЭ (11%), Узбекистаном (10%), Турцией (8%) и Арменией (7%).
Исследование показало, что большинство компаний используют «дружественные» юрисдикции для определенных стратегических целей: 60% — для расширения рынков сбыта, 38% — для организации параллельного импорта, а 25% — для проведения расчетов с третьими странами.
Особенно заметно преобладание компаний с долгой историей присутствия на этих рынках. В Казахстане до 2022 года уже работали 66% нынешних российских участников рынка, в Белоруссии — 68%, в Китае — 55%. Новая волна выхода российских компаний на эти рынки наблюдалась в 2023 году после периода адаптации к изменившимся международным условиям.
Исследование также выявило различия в комфортности ведения бизнеса в разных юрисдикциях. Наиболее благоприятной для российских предпринимателей оказалась Белоруссия, где 64% опрошенных не отметили никаких существенных недостатков. Основными проблемами в этой стране были названы бюрократия и низкий уровень цифровизации ведомств (20%) и банков (12%).
В Китае 36% респондентов не обнаружили недостатков, однако 23% отметили недостаточную цифровизацию банковского сектора и ограничения в работе из-за российского происхождения акционеров, а 18% пожаловались на высокую налоговую нагрузку.
Наиболее сложной для ведения бизнеса российские предприниматели считают Казахстан, где только 3% не нашли недостатков. Главными проблемами были названы нехватка квалифицированных кадров (69%), сложности из-за российского происхождения акционеров (35%) и коррупция (24%). Несмотря на это, лишь 10% компаний не достигли своих бизнес-целей в Казахстане, тогда как 48% успешно выполнили поставленные задачи, а 42% находятся в процессе их реализации.
В опросе преимущественно участвовали средние и крупные компании: 38% респондентов представляли бизнес с оборотом до 1 млрд рублей, 51% — от 1 млрд до 15 млрд рублей, 11% — свыше 15 млрд рублей.
Источник: РБК
Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.
Похожие материалы:
- В Анталье более 1200 отелей рискуют закрыться из-за пожарных нарушений
- МВФ заявил о перезагрузке глобальной экономической системы и начале новой эры
- Япония возобновила импорт риса из Южной Кореи впервые за 25 лет
- Укрепление рубля снизит стоимость отдыха россиян в Турции
- Турпоток из России в Южную Корею вырос на 50% в начале 2025 года
- Экспорт российского мороженого в Китай достиг максимума за почти четыре года
- Спрос на семейные путешествия вырос на треть к майским праздникам и лету
- Игорь Максимов: Россия и Беларусь развивают совместные турпродукты