Давным давно Бенджамин Грэм научил меня «Цена это то, что ты платишь. Ценность — то, что ты получаешь». Говорим мы о носках или акциях, я люблю совершать покупки на распродажах.

— Уоррен Баффетт

Только вниз

Только вниз

Акции компании Facebook уже упали на 45%, однако им нужно подешеветь еще на столько же. Только тогда социальная сеть будет оценена справедливо.

Акции Facebook достигли психологически значимого рубежа в 20 долларов за штуку. За лето 2012 года компания потеряла почти половину своей капитализации. О временах, когда творение Марка Цукерберга стоило более 100 млрд долларов, уже мало кто вспоминает, но даже текущая капитализация, около 45 млрд долларов, завышена. В пользу этого говорят два фактора. Во-первых, продавцов акций будет все больше: если сейчас бумаги Facebook продают те, кто купил их на внебиржевом рынке до IPO, то в течение ближайших месяцев продавать начнут работники компании и учредители. А во-вторых, сам бизнес Facebook не может стоить 45 млрд долларов, его справедливая цена гораздо ниже.

Падение естественно

Многие инвесторы, принявшие участие в первичном размещении акций Facebook, принимали решение о покупке, обращая внимание на фундаментальные показатели компании. Тогда вокруг социальной сети возникла спекулятивная горячка. «Акции Facebook стали заложником завышенных ожиданий инвесторов, поскольку за полгода до IPO интерес к компании сопровождался небывалым ажиотажем. Повышенное внимание к Facebook подогревали также политики, ученые и журналисты, рассказывающие всему миру, как с помощью социальных сетей можно решать политические и социальные вопросы. Такие ожидания сформировали высокую спекулятивную составляющую, которая быстро исчезла после возврата инвесторов к реалиям», — пожимает плечами старший аналитик «КапиталЪ Управление активами» Виктор Марков. «В падении стоимости акций Facebook нет ничего удивительного, — соглашается аналитик УК “Альфа-Капитал” Никита Емельянов. — Основная цель, которую преследует компания, выводя акции на биржу, — привлечение инвестиций. Очевидно, что чем больше денег удастся привлечь, тем лучше. Следовательно, задача сводится к тому, чтобы разместить акции как можно дороже. Так почему бы не сделать этого, тем более что есть спрос?»

Уже известно, что на IPO хорошо заработали инвесторы, вошедшие в капитал компании на стадии стартапа. Из размещенных на бирже 421,2 млн акций лишь 180 млн (42% от объема размещения) выставила сама компания, остальные 241,2 млн продали ее акционеры, включая Accel Partners, Goldman Sachs, Digital Sky Technologies. Основатель соцсети Марк Цукерберг продал 30,2 млн ценных бумаг на 1,1 млрд долларов. Свое пока не получили работники компании, инвестфонды и другие учредители — именно на них распространяется упомянутое вето. Эти акционеры владеют еще 2 млрд акций. Вето на продажи акций для них будет сниматься постепенно; первая разблокировка произойдет уже в середине августа. С этого момента фиксировать свою прибыль смогут сотрудники Facebook, которым принадлежит около 271 млн акций. Самая же существенная доля свободно обращаемых бумаг поступит на рынок в ноябре — 1,32 млрд. В итоге на рынке в ближайшие месяцы окажется огромный навес бумаг Facebook.

Те же работники получили акции в виде бонусов, то есть фактически бесплатно, и не будет ничего удивительного, если они захотят их продать, при этом для них цена будет иметь второстепенное значение.


Facebook уже не тот

Именно IPO было той самой вершиной, достижение которой мотивировала Facebook расти и удерживала ее менеджмент от разброда и шатания. После IPO в компании многое поменялось. Во-первых, ее покинули некоторые ключевые фигуры: технический директор Брет Тейлор и PR-директор Барри Шнит. Позднее ушли два высокопоставленных сотрудника, отвечавших за маркетинг и работу с партнерами.

Во-вторых, начались проблемы с операционной деятельностью. В последней отчетности компании говорится, что среди 955 млн активных пользователей аккаунты более 83 млн (8,7%) поддельные. Да и вообще финансовые показатели социальной сети довольно слабые: если с 2008 года выручка практически удваивалась каждый год, то в 2012 году она увеличилась лишь на 15%. А многие инвесторы платили огромные деньги не за исторические данные прибыли, а как раз за темпы роста. «На момент размещения акций по фундаментальным показателям Facebook в несколько раз опережал конкурентов, в том числе Google. Для поддержания своих акций Facebook необходимо было демонстрировать очень высокий рост финансовых показателей, а также чистую рентабельность не ниже 30 процентов. Однако по итогам второго квартала 2012 года компания показала убыток, чем разочаровала инвесторов и спровоцировала распродажу своих акций. В результате акции поползли вниз, то есть к реальным фундаментальным показателям», — считает Виктор Марков.

Даже с учетом произошедшего падения акции Facebook продолжают выглядеть очень дорогими. Например, стоимость бизнеса Google оценена рынком в 11 прибылей до уплаты налогов и процентов по долгам (EBITDA), стоимость конкурента Facebook компании LinkedIn — 14 EBITDA. А у Facebook этот показатель на текущий момент 33. Даже учитывая, что на счетах компании есть 10 млрд долларов наличности, можно легко подсчитать: чтобы соответствовать стоимости конкурентов, ее бумагам нужно подешеветь еще на 45–50%, то есть до 10–11,5 долларов за штуку. Именно на этих уровнях капитализация социальной сети начнет отвечать фундаментальной реальности. Пока же полет вниз продолжается.


Автор: Евгений Огородников
Источник: «Эксперт» №32 (814)

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии







Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.




14 августа 2012 12:50
поделиться...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x