Как бюрократия усугубляет кризис в Европе
Для решения своих проблем Евросоюзу нужно перестраивать систему власти.
Если США успели выйти на медленную и неустойчивую траекторию роста, то в еврозоне наблюдается консервация процессов — проблемные страны остаются проблемными, а более стабильные постепенно скатываются в рецессию. Основная причина известна достаточно давно: неспособность общеевропейских институтов оперативно и согласованно реагировать не только на кризисные ситуации, но и вырабатывать среднесрочную политику.
Перенесенная с прошлой недели на сегодня встреча руководителей финансовых ведомств еврозоны по причине неспособности принять какие-либо решения по Греции вызывает в памяти целую серию поговорок и цитат — и про королевскую рать, неспособную собрать Шалтая-Болтая, и про семь нянек. С начала кризиса было принято или заявлено более двух десяток программ разного вида и сорта, но паралич воли и решений даже по достаточно мелкому вопросу отражает общий тупик, в которые вошел Евросоюз, вынужденный одновременно разрешать сразу несколько кризисов.
Разделение полномочий, которое задумывалось для стабилизации политики Евросоюза, оказалось одним из самых слабых мест. В силу того, что сам ЕС не имеет собственной доходной базы и полностью зависит от трансфертов национальных правительств, его возможности проводить реальную стимулирующую политику крайне ограничены. Крупнейшие программы (например, CAP – «общая сельскохозяйственная политика», спонсирующая сельскохозяйственных производителей, составляющая около 40% бюджета ЕС) утверждаются на несколько лет и крайне трудно поддаются корректировке в период между утверждением бюджета. В реальности руководство ЕС способно реагировать на кризисные явления исключительно на словах — поскольку любые решения должны утверждаться национальными правительствами и/или ЕЦБ.
Проблемы ЕЦБ иного свойства. Его полномочия в пределах мандата (поддержание финансовой стабильности и цен в еврозоне) практически безграничны. Полномочия Марио Драги формально шире, чем у Бернанке. Но в реальности мандат ЕЦБ уже, чем у ФРС, который многие действия подводит под мандат обеспечения занятости, или Банка Англии, а председатель сильнее ограничен компактным и активным правлением, нежели его американский и британский коллеги. Даже полноценная реализация программы выкупа активов потребовала включения в нее пряников для национальных правительств. На пятый год кризиса банковский надзор только планируется передать на общеевропейский уровень — и, возможно, эта идея будет заблокирована из-за сложности бюрократических процедур и нежелания Великобритании и Швейцарии делиться контролем за банковскими секторами национальной экономики. Да и руководство Бундесбанка регулярно выступает в качестве мощного оппонента ЕЦБ.
Национальные правительства, в свою очередь, пребывают в смирительной рубашке единой валюты и необходимости следовать единым правилам. Отсутствие единой социальной политики и трансфертов только усугубляет сложности. Сокращения бюджетов — убийственные для экономики — в периферийных странах ЕС не идут ни в какое сравнение с сокращениями бюджетов американских штатов и муниципалитетов. В итоге действия национальных правительств постоянно нивелируют монетарные меры поддержки, которые доходят до банков, но не до компаний и граждан.
При этом достаточно очевидный путь федерализации Евросоюза крайне сложен из-за разных уровней участия в его структурах 27, а с 2013 года, после присоединения Хорватии — 28 членов, и политических ограничений на переформатирование полномочий. Кардинальные изменения потребуют референдумов как минимум во Франции и Ирландии, и результат их далеко не очевиден. Лидеры государств, более чем в половине стран пришедшие на волне недовольства политикой предшественников, не готовы принять ответственность за отказ от полномочий, но не имеют возможности их реализовывать. Ангела Меркель ограничена внутригерманскими раскладами и неизбежными выборами в следующем году, которые, скорее всего, потребуют торга вокруг коалиции.
Масштаб европейских проблем требует институциональных изменений в рамках ЕС, но они возможны только при повышении градуса кризиса и углубления рецессии, что в свою очередь осложнит изменения. По опыту предшествующих раундов, меры по федерализации Европейского Союза, создание его собственной налоговой базы и возможностей для самостоятельного функционирования европейских фондов поддержки, а также унификации банковского надзора будут продавлены, но с задержками для соблюдения демократического антуража и раздачи отступных. При этом рецессия будет продолжаться, рейтинги стран Еврозоны и ЕС падать (только за прошлую неделю под раздачу попали Франция, Кипр и Венгрия), а ЕЦБ выступать в роли реаниматора до тех пор, пока паралич не будет преодолен.
Автор: Антон Табах, Старший аналитик по долговому рынку «Уралсиб Кэпитал»
Источник: www.forbes.ru
Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.
Похожие материалы:
- Курсовой поворот: китайские банки в РФ пересматривают валютные стратегии
- Доллар теряет доверие: новые санкции усиливают тренд снижения доверия к американской валюте!
- ЦБ: курс рубля — дело спроса и предложения, не торговой площадки
- Центробанк: санкции против московской биржи не влияют на валютные потоки
- Внебиржевой рынок: новая реальность для России в условиях санкций
- Стратегии в условиях санкций: Как изменяются операции в долларах и евро на Московской бирже
- Рост валютных продаж: крупнейшие экспортеры России увеличили объемы
- Дума окончательно одобрила бюджет на 2024-2026 годы