Как проходили IPO?
Как проходили IPO (первичное размещение акций на бирже) известных российских компаний и куда потратили привлеченные деньги.
На своем поле
ОАО «РБК Информационные системы»
Отрасль — СМИ
Время проведения IPO – 18 апреля 2002 г.
Место проведения IPO – Москва, ММВБ и РТС
Андеррайтер — ИК «Атон», соведущий менеджер — «Альфа-Банк»
Объем размещения – 16%
Вырученная сумма – $13,28 млн.
Цена размещения – $0,83
РБК первой провела IPO на российском рынке. До 2002 года отечественные компании продавали свои акции только на заграничных площадках. Холдинг «РБК Информационные системы» сломил наметившуюся тенденцию, успешно проведя публичное размещение акций на российских биржах РТС и ММВБ.
«Отметиться» в первом отечественном IPO пожелало большинство участников рынка. Так что спрос на акции во время размещения впятеро превысил предложение.
На самом деле успех IPO – плод грамотной работы именитых западных экономистов, особенно Ханса-Йорга Рудлоффа из Barclays Bank. Кстати, знакомство с этим авторитетным банкиром произошло случайно, но очень своевременно для основателей РБК. Компания разрабатывала программу для Barclays Capital, проектировала систему управления рисками. Заказчику настолько понравилось предложенное решение, что директор захотел познакомиться с компанией РБК. Тогда ее руководство искало возможности для расширения бизнеса. Хотели привлечь капитал партнеров, но Ханс-Йорг Рудлофф посоветовал провести IPO. «Если хочешь растить компанию, нельзя терять над ней контроль», — объяснял он владельцам РБК.
Господин Рудлофф придумал оригинальную для отечественного рынка схему проведения IPO. Формально оно проходило в России и стоило, тем самым, дешевле, но фактически больше трети акций было еще раньше продано западным инвесторам. Дело в том, что за полгода до официального размещения РБК провела серию презентаций в Женеве, Лугано и Цюрихе. На них выступал Ханс-Йорг Рудлофф (позже он стал независимым членом совета директоров «РБК Информационные системы»). «После 30 лет работы на международных рынках капитала список его друзей и знакомых достиг размера нью-йоркского телефонного справочника, — шутит его коллега. — Поэтому на каждый брифинг в Швейцарии приезжали по 20-40 человек». Одним словом, он смог так заинтересовать инвесторов, что РБК еще до официального IPO в России удалось разместить на Западе выпущенные дочерней компанией RBC Cyprus конвертируемые облигации.
С тех пор капитализация РБК выросла более чем в десять с лишним раз—с $83 млн. до $970 млн. У холдинга появились собственный телеканал и ежемесячный журнал с фирменным названием «РБК». Сегодня медиа-холдинг работает над созданием собственной платежной интернет-системы на базе приобретенного Бург Капитал Банка.
Двойное гражданство
ОАО «СТС Медиа»
Отрасль — телевидение
Время проведения IPO – 1 июня 2006 г.
Место проведения IPO – Нью-Йорк, NASDAQ
Организатор размещения – Morgan Stanley, Deutsche Bank и J.P.Morgan
Объем размещения – 16,4%
Вырученная сумма – $346 млн.
Цена размещения – $14
Свою лепту в успех публичного размещения акций ОАО «СТС Медиа» на американской бирже NASDAQ внес и американский ситком «Моя прекрасная няня». Основными активами медиа-компании, которые были предъявлены инвесторам в ходе IPO, стали телеканалы СТС и «Домашний». Активы-то русские, а вот сама «СТС Медиа» имеет вполне американскую прописку. Она зарегистрирована на территории штата Делавэр, а ее основателем в 1989 году был американский предприниматель Питер Герви. Поэтому на Нью-Йоркской NASDAQ размещались не депозитарные расписки (ADR), как положено для иностранных компаний, а непосредственно акции медиа-холдинга. И в этом заключалась основная особенность публичного размещения акций компании «СТС Медиа».
«Американским инвесторам, торгующим на NASDAQ, проще объяснить бизнес этой компании, — говорит Райр Симонян, глава российского офиса Morgan Stanley, организатора IPO «CTC Медиа». — Остальные российские компании выбирают Лондон».
На размещении неплохо должен был заработать тогдашний CEO «CTC Медиа» Александр Роднянский. В проспекте эмиссии, подготовленном к IPO, было отражено его право выкупа едва ли не половины бумаг по цене, которая в итоге почти в десять раз была меньше цены размещения. Так что IPO сделало Роднянского миллионером.
Проблемы возникли позже, уже после публичного размещения акций. Компания никак не могла потратить привлеченные средства, миллионы долларов зависли на балансе. «СТС Медиа» продолжала наращивать мощности и приобретать вещательные станции. В конце прошлого года холдинг купил 100-процентные пакеты акций двух отечественных кинопроизводственных компаний. Но этого оказалось мало. Капитализация компании стала падать, а рейтинги канала СТС — основного актива медиахолдинга – снижаются. В итоге акционеры компании приняли решение сменить главу холдинга Роднянского. В июне он освободил кресло генерального директора «СТС Меди».
В государственных масштабах
ОАО «Роснефть»
Отрасль — нефтяная
Время проведения IPO – июль 2006 г.
Место проведения IPO – Лондон, LSE и Москва, ММВБ и РТС
Организатор размещения — ABN AMRO Rothschild, Dresdner Kleinwort, JP Morgan и Morgan Stanley
Объем размещения – 14,8%
Вырученная сумма – $10,6 млрд.
Цена размещения – $7,55
Это IPO стало крупнейшим в российской истории — по итогам продажи акций «Роснефть» привлекла больше 10 млрд. долларов. Размещение славится еще и тем, что это было первое IPO, в котором могли участвовать обычные люди «с улицы». Правда, даже агрессивная рекламная кампания не сделала его «народным», как надеялись в правительственных верхах — именно там принималось принципиальное решение о публичной продаже части акций на бирже. Акции государственной «Роснефти» приобрели немногим более 100 тысяч россиян (включая топ-менеджмент компании), потратив на это $755 млн. Примерно столько же британцев 20 лет назад стояло в очереди за акциями частной Virgin Group, принадлежащей Ричарду Брэнсону.
К размещению акций «Роснефти» были привлечены высококлассные менеджеры. Так независимым директором согласился стать известный и уважаемый на Западе финансист Ханс Йорг Рудлофф из Barclays Capital, старый знакомый президента «Роснефти» Сергея Богданчикова. На публичный рынок компанию выводил глава российского офиса Morgan Stanley Райр Симонян, который до ухода в инвестиционный банк был первым вице-президентом «Роснефти». Главным специалистом по международному пиару по иронии судьбы был Хуго Эрикссен, который прежде, будучи директором департамента международной информации в «ЮКОСе», потратил немало сил, размещая в западных СМИ статьи в защиту Михаила Ходорковского.
IPO «Роснефти» по времени совпало с петербургским саммитом G8. И это не случайность, а опять-таки результат грамотного PR. В связи с саммитом интерес к России вообще и к ее энергетическим госкомпаниям в частности возрос многократно, в том числе и среди потенциальных инвесторов.
В ходе IPO семь топ-менеджеров компании приобрели акций на $12 млн. Самый крупный пакет купил независимый директор Ханс Йорг Рудлофф — $5 млн. Сам Сергей Богданчиков приобрел небольшой «кусок» компании — на миллион долларов.
Выйти на биржу «Роснефти» в общей сложности помогали 21 кредитная организация. Но основной костяк составили крупнейшие инвестиционные банки мира ABN AMRO Rothschild, Dresdner Kleinwort, JP Morgan и Morgan Stanley. В «Роснфети» говорят, что заплатили им в общей сложности около $120 млн.
Правда, вот бывший советник президента России Андрей Илларионов назвал IPO «Роснефти» аферой года. Вся прибыль от размещения акций госкомпании была отправлена не на счета правительства России, а на счета «Роснефти». «Это новшество не только в современной практике, но и в истории человечества», — объяснял Илларионов.
Пища для размышлений
ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг»
Отрасль — общепит
Время проведения IPO – 1 июня 2007 г.
Место проведения IPO – Москва, РТС
Организатор размещения – «Ренессанс Капитал»
Объем размещения – 26%
Вырученная сумма – $100 млн.
Цена размещения – $32
Ресторанная сеть «Росинтер» (сети «IL Патио», «Планета суши», «Американский бар и гриль», «Мока локка» и др.) стала первым в России предприятием общепита, предложившим свои акции к публичному размещению. Основатель компании Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко — он родом из Венесуэлы, хотя имеет российские корни – хотел провести IPO еще в 1999 г., но по разным причинам все откладывал. Может быть напрасно. Представьте, компания раскрывала финансовую информацию с 1995 года, вела отчетность в GAAP. Так что уже давно была готова выйти хоть на Нью-Йоркскую фондовую биржу.
Спустя восемь лет господин Ордовский-Танаевский Бланко реализовал-таки идею, правда, в России и не так успешно, как предполагалось. Акционеры «Росинтера» в ходе прошлогоднего IPO выручили вместо ожидаемых $125 млн. лишь $100 млн. Правда, Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко утверждал, что во время размещения книга заявок по цене $32 была перезаполнена в два раза.
На размещение акций негативно повлияло отсутствие в собственности компании помещений, в которых работают рестораны. Инвесторов, по мнению экспертов, мог смутить тот факт, что компания работает полностью на арендованных площадях, около половины которых к тому же арендовано на очень короткий срок. Кроме того, сыграла роль и неудачная конъюнктура фондового рынка.
Ордовский-Танаевский Бланко не слишком доверяет русским консультантам. Все окончательные финансовые решения он согласует с инвестиционным банкиром Педро Марио Бурели, мало известным в России. Зато этого специалиста хорошо знают в Южной Америке и Европе. Он бывший старший вице-президент J.P. Morgan и бывший директор нефтяной компании Венесуэлы — BDVSA.
Интересно, что размещение проходило на российской бирже, но вот акции приобрели преимущественно европейские инвесторы. Россияне купили совсем небольшую долю — 8% от всего объема.
Привлеченные в ходе IPO деньги «Росинтер» направил на региональную экспансию и строительство новых ресторанов, в том числе на территории СНГ и Центральной Европы, включая Балтию.
Источник: журнал CEO
Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.
Похожие материалы:
- Стрим Диджитал получила заявки на покупку более 26,2 млн акций в рамках тендерного предложения для нерезидентов
- БКС расширяет границы: клиенты получат доступ к срочному рынку Гонконга и Китая
- Балтийский лизинг укрепляет позиции: успешное размещение облигаций на 6 млрд рублей
- Итоги месяца: заимствованная сумма ОФЗ уступает плану более чем в два раза
- Третий выпуск «золотых» облигаций: Селигдар утвердил срок размещения и ставку купона
- Иностранные инвесторы активно участвуют в обмене заблокированными активами
- Итоговое решение акционеров М.Видео: компания не будет выплачивать дивиденды за 2023 год
- Банк России разъясняет: почему новые владельцы Яндекса не должны выкупать акции