Успешное инвестирование требует времени, дисциплины и терпения. Не важны насколько вы талантливы или старательны, некоторые вещи просто требуют времени: ребёнок не родится за один месяц, даже, если забеременеют сразу девять женщин.

— Уоррен Баффетт

Самые дешевые акции

Самые дешевые акции

Что поможет недооцененным сегодня акциям оттолкнуться от дна?

Покупать акции хорошей компании дешево — приятно: инвестор не нервничает при снижении их стоимости и легче переносит биржевые провалы. Рынок рано или поздно отреагирует на дешевизну бумаг, отблагодарив прозорливого игрока.

Такие акции на российском фондовом рынке есть. Покупателю надо лишь учитывать два обстоятельства: почему бумаги стоят дешево и какие риски он сам готов принять.

Российский автопром

Группу ГАЗ (RTS: GAZAG) кризис застал не в самый простой момент инвестиционного цикла. Спрос на продукцию автозавода провалился, а долговое бремя, составлявшее около 45 млрд рублей, тем не менее нужно было обслуживать. «Попав в зависимость от значительного долга, как и АвтоВАЗ, Группа ГАЗ не получила сопоставимой государственной помощи и рассчитывала в основном на повышение внутренней эффективности», — комментируют ситуацию на заводах ГАЗа аналитики «ВТБ Капитала». В итоге группе пришлось пойти на реструктуризацию долга, а в связи с огромным внешним давлением компания перестала публиковать отчетность по МСФО, и это было воспринято фондовым рынком крайне негативно. Последний раз инвесторы видели консолидированные данные по всей группе (кроме Горьковского автозавода в нее входят производители автобусов, ПАЗ и ЛиАЗ, большегрузных автомобилей «Урал», экскаваторов и дизельных двигателей ЯМЗ) только за 2007 год. Тогда выручка группы составила 152 млрд рублей, прибыль — 5,8 млрд. В этот лучший для группы год было продано более 200 тыс. автомобилей.

Но кризис миновал, ситуация начала выправляться. В частности, продажи в 2010 году выросли по сравнению с 2009-м на 30%, до 111,9 тыс. машин. По данным Reuters, чистая прибыль группы за девять месяцев 2010 года составила 1,7 млрд рублей. Исходя из этих цифр, прибыль компании за год может достичь 2,2 млрд рублей.

В июне компания может опубликовать отчет по МСФО за 2010 год, который должен послужить поводом для переоценки акций Группы ГАЗ инвесткомпаниями в лучшую сторону.

Конечно, финансовым показателям еще далеко до рекордных значений 2007 года, тем не менее можно ожидать сильных данных, особенно если сравнить их с конкурентами (см. таблицу 1). Так, КамАЗ и Sollers в 2010 году получили убытки. АвтоВАЗ начал зарабатывать прибыль, но добрая половина ее «бумажная»: «Ростехнологии» выдали в кризис АвтоВАЗу кредит по ставке ниже рыночной. Поэтому автопредприятие в отчетности разницу между этими процентными ставками показывает как положительный финансовый результат своей финансовой деятельности.

Если говорить о котировках, то акции КамАЗа, Sollers и АвтоВАЗа уже заметно выросли после кризиса, а газовские заметно отстали в росте.

Причин отставания несколько. Во-первых, бумаги Группы ГАЗ торгуются на бирже РТС в секторе СГК, а это не самое любимое место инвесторов — игроки предпочитают совершать сделки на ММВБ. Во-вторых, из-за отсутствия отчетности по МСФО про акции компании просто забыли. Ну и в-третьих, проект по производству Volga Siber, о котором не было сказано ни одного доброго слова, изрядно подпортил имидж компании. Выпуск автомобилей прекращен в 2010 году, но простаивающим мощностям, которые способны выпускать до 160 тыс. машин в год, Группа ГАЗ нашла применение. Так, уже с 2011 года будет осуществляться сборка автомобилей Volkswagen, Škoda и Chevrolet. Соответствующие соглашения с Volkswagen (VW) и General Motors (GM) уже подписаны. (Подробнее об этих проектах см. «К свадьбе готов» в «Эксперте» № 24 за 2011 г.)

Также в конце 2010 года ГАЗ подписал контракт с Daimler на сборку коммерческих автомобилей Mercedes Sprinter, которые, с одной стороны, конкурируют с «Газелью», с другой — позволяют ГАЗу увеличить ассортимент продукции. В перспективе степень локализации Mercedes должна достигнуть 60%. То есть ГАЗ идет по пути международной кооперации, как это делает АвтоВАЗ с Renault Nissan, Sollers с Ford, а SsangYong и КамАЗ с тем же Daimler. Поэтому стратегия автомобильного холдинга — Группы ГАЗ — выбрана правильно, но инвесторы этого пока не оценили в полной мере. Сейчас акции ГАЗа на РТС стоят около 1,2 тыс. рублей, а на пике в 2008 году поднимались до 5 тыс. рублей.


Вертушки

Если российский автопром находится в стадии технологического перевооружения, то вертолетостроение — в стадии консолидации предприятий под брендом холдинга «Вертолеты России». И его позиции на мировом рынке не назовешь слабыми. По данным самого холдинга, 17% всех общемировых продаж в 2010 году пришлись на российскую продукцию. Одно из предприятий холдинга — загруженный заказами на несколько лет вперед Улан-Удэнский авиационный завод (MICEX: UUAZ), чьи акции выглядят довольно дешевыми (см. таблицу 2). Собираемые заводом вертолеты приносят неплохую прибыль: 2010 год стал рекордным, чистая прибыль У-УАЗа выросла на 80% и составила 4,53 млрд рублей. Дела завода стремительно идут в гору, и уже по итогам первого квартала 2011 года чистая прибыль выросла в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2010-го.

Но, несмотря на финансовое благополучие предприятия, его акции испытывают давление негативного фактора, связанного с материнской компанией: «Вертолеты России», контролирующие 75,1% капитала У-УАЗа, не смогли провести IPO весной 2011 года, хотя цена продажи была не запредельной. Отмена IPO ударила по котировкам дочерних компаний.

Инвесторы покупали акции У-УАЗа ожидая, что «Вертолеты России» перед IPO перейдут на единую акцию со своими дочерними предприятиями, совершив обмен или сделав предложения о выкупе долей у миноритарных акционеров (в Улан-Удэнском заводе эта так называемая доля меньшинства — 25%). Вертикально выстроенная компания без мелких акционеров в дочерних структурах оценивается рынком выше. В частности, это связано с тем, что в консолидированной отчетности, на которую смотрят инвесторы, нужно уменьшать чистую прибыль на долю меньшинства. «Вертолеты» поступили совсем не так, как ожидали от них инвесторы: они поспешили выйти на IPO. Но, видимо, достаточного числа покупателей не нашлось — размещение не состоялось и перенесено минимум на год.

А вот у другой «дочки» «Вертолетов» — Казанского вертолетного завода (КВЗ), где доля меньшинства составляет около 10%, выкуп акций все же начался: холдинг предложил акционерам продать их доли. Срок предложения истек 10 июня, и теперь бывшие акционеры КВЗ будут искать альтернативу для своих финансовых вложений. Самый дешевый по финансовым мультипликаторам — У-УАЗ, и возможно, получив деньги от «Вертолетов России», бывшие акционеры КВЗ начнут восстанавливать свою долю в холдинге, покупая в том числе бумаги улан-удэнской компании. Инвестиционная идея остается прежней: в конечном итоге «Вертолеты России» тем или иным способом выкупят акции у миноритариев в дочерних компаниях либо перейдут с ними на единую акцию.

Пока же этого не произошло, купив бумаги У-УАЗа, можно рассчитывать на получение достаточно больших дивидендов. Завод исправно направляет акционерам на это 25% чистой прибыли, так как и сама материнская компания нуждается в средствах для обслуживания своих займов. В такой ситуации достаточно велика вероятность выплаты промежуточных дивидендов по итогам работы за шесть или девять месяцев 2011 года.

Сегодня же потенциальные крупные выплаты пока не способны сдвинуть котировки улан-удэнского предприятия вверх, и акции остаются относительно дешевыми.

Если вертолетные заводы оценены на бирже в три-пять годовых прибылей, то на внебиржевом рынке можно найти компании, капитализация которых составляет одну-две годовые прибыли. Например, это «дочка» «Северстали» — «Воркутауголь». Или медеплавильная компания «Уралэлектромедь» — дочернее предприятие Уральской горно-металлургической компании (УГМК).


Внебиржевые сырьевики

«Воркутауголь» (RTS Board: voug) — угледобывающая «дочка» «Северстали», которая объединяет пять шахт и один разрез. На них в прошлом году было произведено 12,5 млн тонн угля — довольно высокий показатель для отрасли, к тому же среди российских угольщиков «Воркутауголь» является одним из лидеров по рентабельности (см. таблицу 3). Финансовые результаты предприятия демонстрируют фантастический рост — выручка за 2010 год увеличилась более чем в два раза. Но эти производственные достижения игнорируются фондовым рынком. Капитализация предприятия немногим выше одной годовой прибыли.

Игроков отпугивает то, что более 85% «Воркутаугля» контролирует «Северсталь», для которой это ключевой сырьевой актив. На рынке считают, что возможен принудительный выкуп акций «Северсталью» у мелких акционеров. Основания для этого имеются. В ноябре 2010 года «Северсталь» продала 5,9% акций «Воркутаугля» за 5,8 млн долларов, и, возможно, эта сделка — часть плана по консолидации 100% акций угольной компании. По российскому законодательству, перед тем как сделать полный выкуп, компания должна в рамках добровольного предложения (оферты) приобрести у мелких акционеров не менее 10% в предприятии. При этом поглотитель должен получить более 95% капитала, а затем выкупать остатки принудительно — без согласия миноритарных акционеров. Столь запутанная процедура заставляет холдинги придумывать различные схемы, но пока «Северсталь» комментирует данную сделку как техническую и не подтверждает намерение провести squeeze-out (принудительный выкуп).

Тем не менее фондовый рынок настроен настороженно, ведь в 2008 году «Северсталь» уже предпринимала попытку выкупить доли миноритариев. Тогда обыкновенная и привилегированная акция в рамках оферты была оценена в 4455 рублей за штуку, все предприятие «Воркутауголь» — в 14,3 млрд рублей. В ходе же ноябрьской сделки акции были проданы примерно по 1 тыс. рублей. Столь низкая цифра не может не настораживать. Аналитики инвестиционной компании «Газфинтраст» считают, что в случае сохранения высоких цен на уголь «Северсталь» может решиться на squeeze-out, но, исходя из стандартов управления холдингом, предполагают, что права миноритариев ущемляться не будут, а цена окажется справедливой.

Уральская медь

Крупнейший в России производитель меди — «Уралэлектромедь» (RTS Board: uelm) также имеет статус «дочки» вертикально интегрированного холдинга: Уральской горно-металлургической компании принадлежит 82% акций. Побочной продукцией «Уралэлектромеди» являются золото, серебро, концентраты металлов платиновой группы, селен, теллур. Притом что капитализация компании приближается к 400 млн долларов, коэффициент P/E (капитализация/прибыль) составляет всего 2,2, а предприятие имеет на редкость высокую рентабельность в 24,4%. Дивиденды при этом не выплачиваются.

История с недооценкой рынком акций «Уралэлектромеди» продолжается уже много лет, на биржах акции не торгуются, и, судя по всему, это сознательное решение основного акционера. Пресс-служба нам сообщила, что планов по выводу бумаг на биржу пока нет.

Федеральная антимонопольная служба подозревает УГМК в применении трансфертного ценообразования при расчетах между «дочками». По неофициальным данным, от этой практики в УГМК решено отказаться, что может привести к росту прибыли отдельных дочерних предприятий, в том числе «Уралэлектромеди». Однако кроме роста прибыли на бумаге стоит ожидать и роста финансовых показателей от запуска новых проектов. В конце 2011 года завод собирается ввести в эксплуатацию цех электролиза меди, что должно позволить увеличить производство этого металла на 30% уже в 2012 году. Возможно, финансовые показатели компании будут улучшаться, а стоимость акций — стоять на месте. В таком случае коэффициент P/E будет приближаться к единице, что вызовет интерес инвесторов. Рост акций также могут подтолкнуть изменения финансовой политики УГМК: либо, скажем, «Уралэлектромедь» начнет платить дивиденды, либо материнская компания решит консолидировать все 100% акций уральского предприятия.


Автор: Евгений Огородников
В подготовке материалов принимал участие частный инвестор Виктор Никитенко
Источник: журнал Эксперт

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
2 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
rogahn.dallin
rogahn.dallin
1 год назад

Группа ГАЗ — перспективная компания на российском фондовом рынке. После кризиса ситуация выправляется, а продажи растут. Покупка дешевых акций может быть выгодным шагом, но необходимо учитывать риски и причины дешевизны бумаг.

utowne
utowne
1 год назад

Я считаю, что опубликованный отчет по МСФО за 2010 год может положительно повлиять на акции Группы ГАЗ. Хотя финансовые показатели еще не достигли уровня 2007 года, они все равно будут сильными по сравнению с конкурентами. Кроме того, акции КамАЗа, Sollers и АвтоВАЗа уже выросли, в то время как акции ГАЗа отстали в росте.








Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.




29 июня 2011 23:20
поделиться...
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x