Давным давно Бенджамин Грэм научил меня «Цена это то, что ты платишь. Ценность — то, что ты получаешь». Говорим мы о носках или акциях, я люблю совершать покупки на распродажах.

— Уоррен Баффетт

The Warren Buffett Code

The Warren Buffett Code

Как покупать акции дешево, а продавать дорого? Этот секрет хотят разгадать многие, и тот, кто овладеет фундаментальным анализом оценки акций, получит преимущество.

О том, что в основе фундаментального анализа акций лежит понятие внутренней стоимости компании, знают немногие. Но большинству биржевых игроков известно, что именно этот метод исповедует самый успешный инвестор современности Уоррен Баффет. В связи с тем что копировать метод Баффета другим не удается, то, возможно, либо Баффет что-то недоговаривает и оставляет секреты в загашнике, либо фундаментальный анализ сродни искусству, где доминирующую роль играет личность творца, а не качество красок и холста.

На самом деле оба вывода верны. Когда мы с Евгенией Обуховой шли на семинар «Фундаментальный анализ рынка акций» в учебный центр ИК «Финам», у меня в голове было несколько конкретных вопросов, их планировалось по-быстрому разрешить. По-быстрому не получилось, но зато теперь есть понимание, почему фундаментальный анализ цен акций в частности и экономику в целом считают неточной наукой. Эта статья не является квинтэссенцией семинара, и если кто-то хорошо знает, что такое коэффициент P/E или EBITDA, то не спешите заканчивать чтение статьи, так как описываемый в начале P/E замкнется в конце с понятием «внутренняя стоимость компании», которое является краеугольным камнем фундаментального анализа рынка акций.

Земной базис

Отнесемся к покупке акций как к приобретению доли в бизнесе, а не как к покупке электронных ценных бумаг с целью их перепродажи через три дня. В таком случае дело выглядит серьезнее, каким бы оно ни было. Даже если взять подчеркнуто простой пример. Вот вы хотите купить павильон, в котором будете продавать пиво, шоколадки и «Антиполицай». Найти несколько таких павильонов в продаже вполне реально. Но у вас сразу же возникнет вопрос: а как оценить выгодность покупки? И почему за павильон, который располагается на перекрестке улиц Горького и Дзержинского, просят 1 млн руб., а тот, что рядом с обувным магазином, стоит на 20% дешевле? И вообще, почему за эти предприятия продавцы хотят именно столько денег? С житейской точки зрения разница в цене может быть понятна. Но как быть с большим предприятием, акции которого торгуются на бирже? Сколько оно должно стоить сейчас и будет ли оно дорожать в дальнейшем?

Самый простой вид анализа, наверное, сравнительный. Например, владельцы двух павильонов предоставили нам, инвесторам, отражающие доходы и расходы бизнеса документы, которым можно доверять (они заверены аудиторами). И, допустим, мы видим, что расходы и прибыль у них одинакова. В таком случае очевидно, что выгоднее купить павильон, который стоит дешевле. Но, сравнив только два предприятия, мы, конечно, не получим целостной картины по этой отрасли. Вдруг обе компании продаются дорого? Поэтому мы должны выбрать пять-десять предприятий и сравнить их доходы и расходы между собой. Самым популярным для сравнения является коэффициент P/E. Чтобы его рассчитать, необходимо капитализацию компании (стоимость) разделить на величину чистой прибыли за один год. Фактически эта цифра означает, за сколько лет мы вернем вложенные средства. Чем P/E ниже, тем покупка выгоднее. И вот мы собрали информацию по десятку предприятий отрасли и видим, что среднее значение P/E для них составляет 10. Если нам удастся купить павильон при P/E = 8, то можно считать, что покупка осуществлена по цене ниже рынка, но все равно не факт, что это выгодное приобретение. Данный бизнес может быть, например, уязвим к действиям городских властей, которые через год захотят расширить автодорогу, и тогда потраченный 1 млн руб. не вернется акционеру никогда. На руках останется только конструкция павильона, стоимость которой составляет, например, всего 200 тыс. руб. Его можно будет перевезти на другое место и начинать бизнес с нуля — но куда? Или продать коллегам по отрасли, у которых такое место уже есть. Получается, что бизнес должен стоить столько, сколько можно выручить от продажи всего имущества при его ликвидации. Однако за такую сумму бизнес не продают.

Денежный поток

Кроме того, сравнительные методы оценки вызывают совершенно справедливые возражения. Во-первых, акции выбранной недооцененной компании могут оставаться такими годы по различным причинам. Во-вторых, без анализа ситуации в отрасли не обойтись. И в-третьих, покупка предприятия по цене ниже рынка не означает, что в дальнейшем его стоимость будет расти. Сейчас акции банков являются на биржах изгоями, а ведь еще год-два назад они были любимцами у инвесторов. И нужно понимать, что совсем уж лобовые методы анализа могут не принести желаемого результата — прибыли.

Поэтому следует вернуться к ликвидационной стоимости предприятия и вспомнить фильм Pretty Woman с Ричардом Гиром и Джулией Робертс. Почему главный герой дробил и продавал предприятия? Потому что они не приносили акционерам дохода, были на грани банкротства, но отдельные активы имели стоимость. Сами акционеры не обладали достаточной волей к решительным действиям, но все-таки ключевой фактор — отсутствие прибыли. Нет прибыли — стоимость предприятия становится бросовой.

Такой подход к оценке компании дал толчок к развитию фундаментального анализа. В 1934 году американцы Бенджамин Грэхем и Дэвид Додд в своей книге «Анализ ценных бумаг» ввели понятие внутренней стоимости предприятия, которая считается как сумма будущих денежных потоков, дисконтированных по ставке требуемой прибыли. Вам сразу все стало понятно? У меня тоже масса вопросов.

Сам Баффет говорил, что основатели фундаментального анализа в первую очередь сформулировали правильный идеологический подход к инвестированию, а затем приложили к нему математику. Тем не менее сумма денежных потоков — это прибыль компании за период. За какой? Есть несколько ответов на этот вопрос. Распространенным вариантом считается суммирование прибыли за десять лет, что вызывает вполне логичный вопрос: а почему не за девять или одиннадцать? Тот, кто придумал этот подход, вероятно, имел обоснование, которое утеряно. А сейчас ответ звучит так: десять лет — это период, свыше которого трудно делать какие-либо предположения о дальнейшем будущем. Некоторые аналитики в расчетах берут период до возможной смены власти — это 2016 год. Твердых правил нет.

Теперь дисконтирование (метод DCF). Понятно, что из-за инфляции $100 завтра — это уже не те $100, которые мы держим в руках сейчас. Поэтому, делая предположение о том, что купленный за 1 млн руб. павильон будет давать стабильно чистую прибыль по 200 тыс. ежегодно в течение десяти лет, мы должны уменьшить (дисконтировать) будущие доходы. В Excel легко подсчитать, что $100 при ставке дисконтирования 10% через десятилетие превратятся в нынешние $35. Аналитики для российских акций применяют ставку дисконтирования 11–12% и считают денежные потоки в долларах США. В эту ставку кроме инфляции — доходность 30−летних казначейских облигаций США — входит плата за риск инвестирования в Россию. По сути, ставка 11% — это некая сложившаяся цифра, хотя у аналитиков она различается еще и в зависимости от отраслей.

Итак, сделав предположение о будущих доходах компании на ее прошлых показателях, следует их просуммировать и продисконтировать. Что из этого может получиться.

Опыт над «Седьмым континентом»

В качестве подопытного возьмем торговую сеть (не только пиво и шоколадки) «Седьмой континент». Сейчас стоимость акции — $26, капитализация — $1,95 млрд, прибыль за 2007 год — $93 млн, P/E = 21. Рост прибыли по сравнению с 2006-м составил 38%, но будем считать, что этот показатель — исключение. Поэтому предположим, что чистая прибыль в течение десяти лет будет увеличиваться в среднем на 20% в год. Ставка дисконтирования — 11%.

В результате расчетов получаем, что дисконтированный поток прибыли за десять лет составляет $192 млн. Если умножить его на текущее значение P/E = 21, то получаем «справедливую» капитализацию $3,85 млрд, а «справедливую» стоимость акции — $51,3. Если взять P/E = 17 — это показатель американской сети Wal-Mart Stores, то акция должна стоить $43,5. В результате мы видим, что внутренняя стоимость у компании как бы есть, потому что сейчас акция стоит намного дешевле.


Источник: «D`» №14 (53)/21 июля 2008
Автор: Константин Илющенко, зам. главного редактора «D`»

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
karolann78
karolann78
1 год назад

Как инвестор, я понимаю, что фундаментальный анализ позволяет оценить внутреннюю стоимость компании и правильно выбирать моменты покупки и продажи акций. На семинаре я узнал, почему этот метод не является точной наукой, но все же считаю, что важно относиться к инвестированию как к приобретению доли в бизнесе, а не как к игре на бирже.








Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.




23 июля 2008 16:00
поделиться...
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x